Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 18 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 18 | 17 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 60 | 60 |
Лабораторные | 46 | 46 | 46 | 46 | 46 | 46 | 138 | 138 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 60 | 60 |
Сам. работа | 103 | 103 | 103 | 103 | 103 | 103 | 309 | 309 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 81 | 81 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 | 216 | 216 | 648 | 648 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г. доктор химических наук, профессор
1.1. | Фармацевтическая технология - наука, изучающая теоретические основы технологических процессов получения и переработки лекарственных средств в лечебные, профилактические, реабилитационные и диагностические препараты в виде различных лекарственных форм и терапевтических систем. Фармацевтическая технология раскрывает общую взаимосвязь этапов разработки, производства, нормирования и применения лекарственных препаратов, закономерности общего и частного характера при получении лекарственных средств: лечебных, профилактических, реабилитационных и диагностических препаратов, а также показывает приемлемость изучаемых подходов при получении гомеопатических и ветеринарных препаратов, парфюмерно-косметических средств. Таким образом, фармацевтическая технология является профилирующим предметом, формирующим в конечном итоге специалиста с высшим образованием -провизора по специальности «Фармация». Именно здесь завершается формирование научного мировоззрения, логического мышления и прививаются студентам надлежащие профессиональные практические навыки. Целью изучения предмета является формирование системных знаний, умений, навыков по разработке и изготовлению лекарственных средств и препаратов в различных лекарственных формах, а также организации фармацевтических производств, аптек, малых, средних и крупных предприятий; организация процесса изготовления лекарственных средств в условиях аптек в соответствии с утверждёнными нормативными документами с одновременным обеспечением высокого уровня качества, включая санитарно-микробиологические требования и необходимую упаковку, обеспечивающую удобство применения и необходимую стабильность. Задачей фармацевтической технологии как учебной дисциплины является обучение студентов деятельности провизора-технолога: изучение теоретических основ и приобретение профессиональных умений и навыков приготовления лекарственной формы и препаратов, постадийный контроль, стандартизация, биофармацевтическая оценка, совершенствование лекарственных форм и их технологии, определение влияния условий хранения и вида упаковки на стабильность лекарственных форм. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-3 | Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом конкретных экономических, экологических, социальных факторов в рамках системы нормативно-правового регулирования сферы обращения лекарственных средств |
ПК-3 | Способен изготавливать лекарственные средства и биофармпрепараты для медицинского применения |
ПК-4 | Способен осуществлять контроль качества лекарственных средств и биофармпрепаратов |
ПК-7 | Способен проводить работы по государственной регистрации и пострегистрационному мониторингу лекарственных средств и биофармпрепаратов |
ПК-8 | Способен принимать участие в проведении исследования в области оценки эффективности и безопасности лекарственных средств и биофармпрепаратов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы медицинской деонтологии и психологии взаимоотношений врача и провизора, провизора и потребителя лекарственных средств и других фармацевтических товаров, при оказании первой медицинской помощи и уходе за больными и пострадавшими в чрезвычайных ситуациях; нормативную документацию, регламентирующую производство и качество лекарственных препаратов в аптеках и на фармацевтических предприятиях; основные требования к лекарственным формам и показатели их качества; номенклатуру препаратов промышленного производства; номенклатуру современных вспомогательных веществ, их свойства, назначение; основные термины и понятия фармацевтической технологии; технологию лекарственных форм, полученных в условиях фармацевтического производства: по-рошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, сиропы, ароматные воды, настойки, экстракты, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии для энтерального и парентерального применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли; принципы и способы получения лекарственных форм, способов доставки; технологию изготовления лекарственных средств в условиях аптеки: порошки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии, водные извлечения из лекарственного растительного сырья, сложные комбинированные препараты с жидкой дисперсионной средой, мази, суппозитории; теоретические основы биофармации, фармацевтические факторы, оказывающие влияние на терапевтический эффект при экстемпоральном и промышленном производстве лекарственных форм; устройство и принципы работы современного лабораторного и производственного оборудования; основные тенденции развития фармацевтической технологии, новые направления в создании современных лекарственных форм и терапевтических систем; организацию изготовления в виде внутриаптечной заготовки и по требованиям лечебно- профилактических учреждений лекарственных средств в аптечных предприятиях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | соблюдать этические и деонтологические принципы взаимоотношений в профессиональной дея-тельности с коллегами, медицинскими работниками и населением; оформлять документацию установленного образца по изготовлению, хранению, оформлению и отпуску лекарственных средств из аптеки; соблюдать правила охраны труда и техники безопасности; выявлять, предотвращать (по возможности) фармацевтическую несовместимость; осуществлять фармацевтическую экспертизу рецептов и требований лечебно-профилактических учреждений; проводить расчет общей массы (или объема) лекарственных препаратов, количества лекарст-венных и вспомогательных веществ, отдельных разовых доз (в порошках, пилюлях, суппозиториях), составлять паспорта письменного контроля; дозировать по массе твердые, вязкие и жидкие лекарственные вещества с помощью аптечных весов; дозировать по объему жидкие препараты с помощью аптечных бюреток и пипеток, а также каплями; выбирать оптимальный вариант технологии и изготавливать лекарственные формы; выбирать упаковочный материал и осуществлять маркировку в зависимости от вида лекарственной формы, пути введения и физико-химических свойств лекарственных и вспомогательных веществ; оценивать качество лекарственных препаратов по технологическим показателям: на стадиях изготовления, готового продукта и при отпуске; оценивать технические характеристики фармацевтического оборудования и машин; получать готовы лекарственные формы на лабораторно-промышленном оборудовании; составлять материальный баланс на отдельные компоненты технологического процесса; рассчитывать количество сырья и экстрагента, для производства экстракционных препаратов; проводить подбор вспомогательных веществ при разработке лекарственных форм с учетом влияния биофармацевтических факторов; проводить расчеты количества лекарственных и вспомогательных веществ для производства: порошков, сборов, гранул, капсул, микрогранул, микрокапсул, драже, таблеток, водных растворов для внутреннего и наружного применения, растворов в вязких и летучих растворителях, сиропов, ароматных вод, глазных лекарственных форм, растворов для инъекций и инфузий, суспензий для энтерального и парентерального применения, эмульсий для энтерального и парентерального применения, мазей, суппозиториев, пластырей, карандашей, пленок, аэрозолей; изготавливать лекарственные средства промышленного производства: порошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, сиропы, ароматные воды, на-стойки, экстракты, максимально очищенные экстракционные препараты из JIPC, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентераль-ного применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли; обеспечивать соблюдение правил промышленной гигиены, охраны окружающей среды, труда, техники безопасности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | принципами медицинской этики и деонтологии; техникой создания необходимого санитарного режима аптеки и фармацевтических предприятий; навыками дозирования по массе твердых и жидких лекарственных веществ с помощью аптечных весов, жидких препаратов по объему; навыками упаковки и оформления к отпуску лекарственных форм; приемами изготовления всех видов лекарственных форм в условиях аптеки; навыками составления паспорта письменного контроля при изготовлении экстемпоральных лекарственных форм; навыками составления технологических разделов промышленного регламента на производство готовых лекарственных форм, в том числе технологических и аппаратурных схем производства готовых лекарственных форм; навыками постадийного контроля качества при производстве и изготовлении лекарственных средств; умением составлять материальный баланс и проведением расчетов с учетом расходных норм всех видов технологического процесса при производстве различных лекарственных препаратов по стадиям; правилами расчетов оптимальных технологических параметров ферментации и их корректирования; нормативно-правовой документацией, регламентирующей порядок работы аптеки по приему рецептов и требований лечебно-профилактических учреждений; нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач; осуществлять фармацевтическую экспертизу рецептов и требований соблюдать принципы этики и деонтологии в общении с медицинскими и фармацевтическими работниками, потребителями |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы фармацевтической технологии | ||||||
1.1. | Фармацевтическая технология как наука. Государственное нормирование производства лекарственных средств | Лекции | 6 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Порошки как лекарственная форма | Лекции | 6 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Жидкие лекарственные формы. Растворы истинные. Технологическая схема производства растворов в аптечных условиях. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Способы очистки растворов. Показатели качества растворов Упаковка, маркировка, условия хранения, сроки годности. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Изготовление растворов водных растворов для внутреннего и наружного применения. Разведение стандартных фармакопейных жидкостей. Особые случаи изготовления растворов. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Концентрированные растворы для бюреточных установок. Технология микстур с использованием концентратов. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Сиропы. Ароматные воды. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Неводные растворы. Капли как лекарственная форма. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Водные извлечения (настои и отвары). Теоретические основы экстрагирования лекарственного сырья | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Растворы ВМС. Растворы защищенных коллоидов. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Гетерогенные системы. Характеристика. Классификация. Суспензии как лекарственная форма | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Эмульсии | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Мази. Пасты. Линименты | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Ректальные лекарственные формы. Суппозитории | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.15. | Основные термины и понятия фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных средств. | Практические | 6 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.16. | Дозирование лекарственных средств по массе. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.17. | Дозирование лекарственных средств по объему | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.18. | Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, пылящими, красящими компонентами | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.19. | Технология порошков с веществами списка А. Тритурации. Технология многокомпонентных порошков | Практические | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.20. | Контрольное занятие по темам: Дозирование. Частная технология порошков. | Практические | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.21. | Жидкие лекарственные формы | Практические | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.22. | Технология водных растворов и микстур из порошкообразных веществ | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.23. | Технология концентрированных растворов | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.24. | Технология микстур с использованием концентратов | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.25. | Капли как лекарственная форма | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.26. | Изготовление микстур с использованием ароматных вод в качестве растворителя | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.27. | Контрольное занятие по теме. «Изготовление водных растворов, микстур» | Практические | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.28. | Неводные растворы. Спиртометрия | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.29. | Технология растворов ВМС и коллоидных растворов | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.30. | Технология водных извлечений из лекарственного растительного сырья, содержащего различные группы БАВ. Технология водных извлечений с использованием стандартизированных экстрактов. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.31. | Контрольное занятие по темам: Водные извлечения из лекарственного растительного сырья. Неводные растворы. Спиртометрия. | Практические | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.32. | Технология суспензий из гидрофильных и гидрофобных веществ. Технология эмульсий в аптечном производстве | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.33. | Контрольное занятие по теме: “Технология растворов ВМС, защищенных коллоидов, суспензий и эмульсий» | Практические | 6 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.34. | Технология гомогенных мазей Технология гетерогенных мазей Технология комбинированных мазей и линиментов | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.35. | Технология суппозиторий:методом ручного выкатывания, методом выливания | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.36. | Контрольное занятие по теме: «Мягкие лекарственные формы» | Практические | 6 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.37. | Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 6 | 103 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Производство стерильных лекарственных форм | ||||||
2.1. | Характеристика стерильных лекарственных форм и лекарственных форм, изготовленных в асептических условиях. Обеспечение стерильности лекарственных форм | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Лекарственные формы для инъекций | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Лекарственные формы для глаз | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Лекарственные формы с антибиотиками | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Детские лекарственные формы | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Фармацевтические несовместимости в технологии лекарственных форм | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Общие принципы организации современного фармацевтического производства в условиях крупных и малых предприятий. Основные термины и понятия промышленной технологии лекарств. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Основные процессы и аппараты фармацевтической технологии. Общие понятия о машинах и аппаратах. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Водные и неводные растворы заводского производства | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Сиропы.Ароматные воды | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.11. | Тепловые процессы и аппараты | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.12. | Промышленные методы экстрагирования | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.13. | Технология растворов для инъекций в условиях аптеки | Лабораторные | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.14. | Стабилизация, изотонирование инъекционных растворов | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.15. | Плазмозамещающие растворы | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.16. | Изготовление глазных капель и растворов в условиях аптеки | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.17. | Изготовление глазных мазей и лекарственных форм с антибиотиками | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.18. | Детские лекарственные формы | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.19. | Контрольное занятие по теме: «Стерильные и асептически изготавливаемые лекарственные формы». | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.20. | Фармацевтические несовместимости | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.21. | Основные термины и понятия промышленной технологии лекарств. Правила производства и контроля качества лекарственных средств | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.22. | Медицинские растворы промышленного производства. Растворы на неводных растворителях | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.23. | Приготовление растворов на вязких нелетучих растворителях | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.24. | Контрольное занятие на тему: «Растворы на неводных растворителях». | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.25. | Водные растворы в условиях промышленного производства. | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.26. | Сиропы. Ароматные воды | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.27. | Контрольное занятие на тему: «Водные растворы в условиях промышленного производства, сиропы, ароматные воды» | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.28. | Основные процессы и аппараты в фармацевтической технологии (механические, гидромеханические, тепловые, массообменные) | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.29. | Получение настоек методом ускоренной дробной мацерации | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.30. | Получение жидких экстрактов-концентратов методом реперколяции | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.31. | Максимально очищенные препараты (новогаленовые препараты) | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.32. | Контрольное занятие на тему: «Экстракционные фитопрепараты» | Практические | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.33. | Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 7 | 103 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Промышленная фармацевтическая технология | ||||||
3.1. | Органопрепараты. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Таблетки. Порошки | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Гранулы. Драже. Микрогранулы | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Медицинские капсулы. Микрокапсулы | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Пластыри. Горчичники. Медицинские карандаши | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Получение суспензий, эмульсий, мазей, линиментов в промышленных условиях | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Ректальные лекарственные формы в промышленном производстве. Суппозитории | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Инъекционные лекарственные формы в промышленных условиях. Производство ампул и флаконов | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.9. | Аэрозоли | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.10. | Лекарственные формы для глаз | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.11. | Перспективы развития технологии современных лекарственных форм. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.12. | Основы современных биомедицинских технологий. Биофармация – фундаментальная теоретическая основа создания, производства и обеспечения качества фармацевтической продукции. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.13. | Органопрепараты. Биостимуляторы | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.14. | Таблетки.Технологические свойства прессуемых материалов. Получение порошков в промышленных условиях | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.15. | Способы получения таблеток | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.16. | Покрытие таблеток оболочками. Стандартизация таблеток. | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.17. | Желатиновые капсулы (мягкие, твердые) | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.18. | Контрольное занятие на тему: «Таблетки. Капсулы» | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.19. | Приготовление инъекционных лекарственных форм в промышленных условиях. Производство ампул. Подготовка ампул к наполнению. Приготовление и ампулирование инъекционных растворов. Стабилизация инъекционных растворов | Лабораторные | 8 | 8 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.20. | Инфузионные растворы. Стандартизация инъекционных растворов | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.21. | Лекарственные формы для глаз. | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.22. | Контрольное занятие по теме: «Стерильные и асептически изготавливаемые лекарственные формы» | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.23. | Приготовление суспензий, пластырей, мазей, линиментов в промышленных условиях | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.24. | Ректальные лекарственные формы в промышленном производстве. Суппозитории | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.25. | Контрольное занятие на тему: Мази и суппозитории в промышленном производстве | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.26. | Упаковка готовых лекарственных форм | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.27. | Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 8 | 103 | ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
приведены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
приведены в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
приведен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.А. Гроссман | Фармацевтическая технология: учебное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | А.С. Гаврилов | Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И.И. Краснюк, Н.Б. Демина, М.Н. Анурова | Фармацевтическая технология. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | / Т.Д. Синева, О.А. Борисова ; под ред. Т.Д. Синевой. | Особенности педиатрической фармации: фармацевтическая технология и фармакологические аспекты : учебное пособие : | СПб. : СпецЛит, 2013., 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
011К | лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
215К | лаборатория биотехнологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Холодильник для хранения реактивов с низкотемпературным отделением Бирюса 132L; лабораторные столы и шкафы; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; сушильный шкафES- 4610; ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400E; климатическая камера; вытяжной шкаф; электроплитка; печь муфельная SNOL; термостат ТЖ-ТБ-01; баня водяная циркуляционная Daihan WiseCircu WСB-6; металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); респиратор; противогаз; наборы химической посуды, наборы химических реактивов. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм контроля самостоятельной работы: организация самоконтроля обучающихся и контроль со стороны преподавателя. Организация самоконтроля зависит от степени предварительной подготовки в период обучения в вузе и определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности и мотивации в положительной оценке своего труда. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для организации и выполнения самостоятельной работы, что выражается, прежде всего, в максимально-возможном учебно-методическом обеспечении и правильном использовании различных стимулов для реализации самостоятельной работы (рейтинговая система). Особое внимание должно уделяться созданию заинтересованной и благожелательной атмосферы в процессе проведения контроля знаний при оценке самостоятельной работы при проведении практических семинаров, лабораторных работ, сдачи коллоквиумов, выполнения домашних индивидуальных заданий и проведения консультаций. При этом, чрезвычайно важное значение уделяется степени квалификации, подготовки и компетентности преподавателей, особенно в вопросах современного состояния тех или иных вопросов процессов и аппаратов химической технологии. По окончании изучения дисциплины проводится зачет, в случае, когда обучающийся не удовлетворен оценкой, полученной им в результате БРС. Вопросы, выносимые на зачет, должны служить постоянными ориентирами при организации самостоятельной работы обучающегося. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к зачету и экзамену, а сам зачет становится формой проверки качества всего процесса самостоятельной учебной деятельности обучающегося. Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на зачёте или экзамене вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача зачета. Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования: 1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения; 2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять ее до окончания обучения в вузе; 3) обязательно выполнять все домашние задания; 4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся; 5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций. Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя. Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия. |