МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фармацевтическая технология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-2-2020
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 258
самостоятельная работа 309
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6, 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17 18 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 20 20 60 60
Лабораторные 46 46 46 46 46 46 138 138
Практические 20 20 20 20 20 20 60 60
Сам. работа 103 103 103 103 103 103 309 309
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 216 216 216 216 216 216 648 648

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Фармацевтическая технология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г. доктор химических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г. доктор химических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Фармацевтическая технология - наука, изучающая теоретические основы технологических процессов получения и переработки лекарственных средств в лечебные, профилактические, реабилитационные и диагностические препараты в виде различных лекарственных форм и терапевтических систем.
Фармацевтическая технология раскрывает общую взаимосвязь этапов разработки, производства, нормирования и применения лекарственных препаратов, закономерности общего и частного характера при получении лекарственных средств: лечебных, профилактических, реабилитационных и диагностических препаратов, а также показывает приемлемость изучаемых подходов при получении гомеопатических и ветеринарных препаратов, парфюмерно-косметических средств.
Таким образом, фармацевтическая технология является профилирующим предметом, формирующим в конечном итоге специалиста с высшим образованием -провизора по специальности «Фармация». Именно здесь завершается формирование научного мировоззрения, логического мышления и прививаются студентам надлежащие профессиональные практические навыки.
Целью изучения предмета является формирование системных знаний, умений, навыков по разработке и изготовлению лекарственных средств и препаратов в различных лекарственных формах, а также организации фармацевтических производств, аптек, малых, средних и крупных предприятий; организация процесса изготовления лекарственных средств в условиях аптек в соответствии с утверждёнными нормативными документами с одновременным обеспечением высокого уровня качества, включая санитарно-микробиологические требования и необходимую упаковку, обеспечивающую удобство применения и необходимую стабильность.
Задачей фармацевтической технологии как учебной дисциплины является обучение студентов деятельности провизора-технолога: изучение теоретических основ и приобретение профессиональных умений и навыков приготовления лекарственной формы и препаратов, постадийный контроль, стандартизация, биофармацевтическая оценка, совершенствование лекарственных форм и их технологии, определение влияния условий хранения и вида упаковки на стабильность лекарственных форм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом конкретных экономических, экологических, социальных факторов в рамках системы нормативно-правового регулирования сферы обращения лекарственных средств
ПК-3 Способен изготавливать лекарственные средства и биофармпрепараты для медицинского применения
ПК-4 Способен осуществлять контроль качества лекарственных средств и биофармпрепаратов
ПК-7 Способен проводить работы по государственной регистрации и пострегистрационному мониторингу лекарственных средств и биофармпрепаратов
ПК-8 Способен принимать участие в проведении исследования в области оценки эффективности и безопасности лекарственных средств и биофармпрепаратов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы медицинской деонтологии и психологии взаимоотношений врача и провизора, провизора и потребителя лекарственных средств и других фармацевтических товаров, при оказании первой медицинской помощи и уходе за больными и пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
нормативную документацию, регламентирующую производство и качество лекарственных препаратов в аптеках и на фармацевтических предприятиях;
основные требования к лекарственным формам и показатели их качества;
номенклатуру препаратов промышленного производства;
номенклатуру современных вспомогательных веществ, их свойства, назначение;
основные термины и понятия фармацевтической технологии;
технологию лекарственных форм, полученных в условиях фармацевтического производства: по-рошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, сиропы, ароматные воды, настойки, экстракты, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии для энтерального и парентерального применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли;
принципы и способы получения лекарственных форм, способов доставки;
технологию изготовления лекарственных средств в условиях аптеки: порошки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии, водные извлечения из лекарственного растительного сырья, сложные комбинированные препараты с жидкой дисперсионной средой, мази, суппозитории;
теоретические основы биофармации, фармацевтические факторы, оказывающие влияние на терапевтический эффект при экстемпоральном и промышленном производстве лекарственных форм;
устройство и принципы работы современного лабораторного и производственного оборудования;
основные тенденции развития фармацевтической технологии, новые направления в создании современных лекарственных форм и терапевтических систем;
организацию изготовления в виде внутриаптечной заготовки и по требованиям лечебно- профилактических учреждений лекарственных средств в аптечных предприятиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.соблюдать этические и деонтологические принципы взаимоотношений в профессиональной дея-тельности с коллегами, медицинскими работниками и населением;
оформлять документацию установленного образца по изготовлению, хранению, оформлению и отпуску лекарственных средств из аптеки;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
выявлять, предотвращать (по возможности) фармацевтическую несовместимость;
осуществлять фармацевтическую экспертизу рецептов и требований лечебно-профилактических учреждений;
проводить расчет общей массы (или объема) лекарственных препаратов, количества лекарст-венных и вспомогательных веществ, отдельных разовых доз (в порошках, пилюлях, суппозиториях), составлять паспорта письменного контроля;
дозировать по массе твердые, вязкие и жидкие лекарственные вещества с помощью аптечных весов;
дозировать по объему жидкие препараты с помощью аптечных бюреток и пипеток, а также каплями;
выбирать оптимальный вариант технологии и изготавливать лекарственные формы;
выбирать упаковочный материал и осуществлять маркировку в зависимости от вида лекарственной формы, пути введения и физико-химических свойств лекарственных и вспомогательных веществ;
оценивать качество лекарственных препаратов по технологическим показателям: на стадиях изготовления, готового продукта и при отпуске;
оценивать технические характеристики фармацевтического оборудования и машин;
получать готовы лекарственные формы на лабораторно-промышленном оборудовании;
составлять материальный баланс на отдельные компоненты технологического процесса;
рассчитывать количество сырья и экстрагента, для производства экстракционных препаратов;
проводить подбор вспомогательных веществ при разработке лекарственных форм с учетом влияния биофармацевтических факторов;
проводить расчеты количества лекарственных и вспомогательных веществ для производства: порошков, сборов, гранул, капсул, микрогранул, микрокапсул, драже, таблеток, водных растворов для внутреннего и наружного применения, растворов в вязких и летучих растворителях, сиропов, ароматных вод, глазных лекарственных форм, растворов для инъекций и инфузий, суспензий для энтерального и парентерального применения, эмульсий для энтерального и парентерального применения, мазей, суппозиториев, пластырей, карандашей, пленок, аэрозолей;
изготавливать лекарственные средства промышленного производства: порошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, сиропы, ароматные воды, на-стойки, экстракты, максимально очищенные экстракционные препараты из JIPC, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентераль-ного применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли;
обеспечивать соблюдение правил промышленной гигиены, охраны окружающей среды, труда, техники безопасности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.принципами медицинской этики и деонтологии;
техникой создания необходимого санитарного режима аптеки и фармацевтических предприятий;
навыками дозирования по массе твердых и жидких лекарственных веществ с помощью аптечных весов, жидких препаратов по объему;
навыками упаковки и оформления к отпуску лекарственных форм;
приемами изготовления всех видов лекарственных форм в условиях аптеки;
навыками составления паспорта письменного контроля при изготовлении экстемпоральных лекарственных форм;
навыками составления технологических разделов промышленного регламента на производство готовых лекарственных форм, в том числе технологических и аппаратурных схем производства готовых лекарственных форм;
навыками постадийного контроля качества при производстве и изготовлении лекарственных средств;
умением составлять материальный баланс и проведением расчетов с учетом расходных норм всех видов технологического процесса при производстве различных лекарственных препаратов по стадиям;
правилами расчетов оптимальных технологических параметров ферментации и их корректирования;
нормативно-правовой документацией, регламентирующей порядок работы аптеки по приему рецептов и требований лечебно-профилактических учреждений;
нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач;
осуществлять фармацевтическую экспертизу рецептов и требований соблюдать принципы этики и деонтологии в общении с медицинскими и фармацевтическими работниками, потребителями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы фармацевтической технологии
1.1. Фармацевтическая технология как наука. Государственное нормирование производства лекарственных средств Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Порошки как лекарственная форма Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Жидкие лекарственные формы. Растворы истинные. Технологическая схема производства растворов в аптечных условиях. Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Способы очистки растворов. Показатели качества растворов Упаковка, маркировка, условия хранения, сроки годности. Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Изготовление растворов водных растворов для внутреннего и наружного применения. Разведение стандартных фармакопейных жидкостей. Особые случаи изготовления растворов. Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Концентрированные растворы для бюреточных установок. Технология микстур с использованием концентратов. Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Сиропы. Ароматные воды. Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Неводные растворы. Капли как лекарственная форма. Лекции 6 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Водные извлечения (настои и отвары). Теоретические основы экстрагирования лекарственного сырья Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Растворы ВМС. Растворы защищенных коллоидов. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Гетерогенные системы. Характеристика. Классификация. Суспензии как лекарственная форма Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Эмульсии Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Мази. Пасты. Линименты Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Ректальные лекарственные формы. Суппозитории Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Основные термины и понятия фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных средств. Практические 6 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Дозирование лекарственных средств по массе. Лабораторные 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Дозирование лекарственных средств по объему Лабораторные 6 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, пылящими, красящими компонентами Лабораторные 6 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Технология порошков с веществами списка А. Тритурации. Технология многокомпонентных порошков Практические 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Контрольное занятие по темам: Дозирование. Частная технология порошков. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Жидкие лекарственные формы Практические 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Технология водных растворов и микстур из порошкообразных веществ Лабораторные 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Технология концентрированных растворов Лабораторные 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.24. Технология микстур с использованием концентратов Лабораторные 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.25. Капли как лекарственная форма Лабораторные 6 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.26. Изготовление микстур с использованием ароматных вод в качестве растворителя Лабораторные 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.27. Контрольное занятие по теме. «Изготовление водных растворов, микстур» Практические 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.28. Неводные растворы. Спиртометрия Лабораторные 6 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.29. Технология растворов ВМС и коллоидных растворов Лабораторные 6 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.30. Технология водных извлечений из лекарственного растительного сырья, содержащего различные группы БАВ. Технология водных извлечений с использованием стандартизированных экстрактов. Лабораторные 6 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.31. Контрольное занятие по темам: Водные извлечения из лекарственного растительного сырья. Неводные растворы. Спиртометрия. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.32. Технология суспензий из гидрофильных и гидрофобных веществ. Технология эмульсий в аптечном производстве Лабораторные 6 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.33. Контрольное занятие по теме: “Технология растворов ВМС, защищенных коллоидов, суспензий и эмульсий» Практические 6 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.34. Технология гомогенных мазей Технология гетерогенных мазей Технология комбинированных мазей и линиментов Лабораторные 6 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.35. Технология суппозиторий:методом ручного выкатывания, методом выливания Лабораторные 6 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.36. Контрольное занятие по теме: «Мягкие лекарственные формы» Практические 6 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.37. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 6 103 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Производство стерильных лекарственных форм
2.1. Характеристика стерильных лекарственных форм и лекарственных форм, изготовленных в асептических условиях. Обеспечение стерильности лекарственных форм Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Лекарственные формы для инъекций Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Лекарственные формы для глаз Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Лекарственные формы с антибиотиками Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Детские лекарственные формы Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Фармацевтические несовместимости в технологии лекарственных форм Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Общие принципы организации современного фармацевтического производства в условиях крупных и малых предприятий. Основные термины и понятия промышленной технологии лекарств. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Основные процессы и аппараты фармацевтической технологии. Общие понятия о машинах и аппаратах. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Водные и неводные растворы заводского производства Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Сиропы.Ароматные воды Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Тепловые процессы и аппараты Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Промышленные методы экстрагирования Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Технология растворов для инъекций в условиях аптеки Лабораторные 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Стабилизация, изотонирование инъекционных растворов Лабораторные 7 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Плазмозамещающие растворы Практические 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.16. Изготовление глазных капель и растворов в условиях аптеки Лабораторные 7 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.17. Изготовление глазных мазей и лекарственных форм с антибиотиками Лабораторные 7 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.18. Детские лекарственные формы Практические 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.19. Контрольное занятие по теме: «Стерильные и асептически изготавливаемые лекарственные формы». Практические 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.20. Фармацевтические несовместимости Практические 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.21. Основные термины и понятия промышленной технологии лекарств. Правила производства и контроля качества лекарственных средств Практические 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.22. Медицинские растворы промышленного производства. Растворы на неводных растворителях Лабораторные 7 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.23. Приготовление растворов на вязких нелетучих растворителях Лабораторные 7 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.24. Контрольное занятие на тему: «Растворы на неводных растворителях». Практические 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.25. Водные растворы в условиях промышленного производства. Лабораторные 7 8 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.26. Сиропы. Ароматные воды Лабораторные 7 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.27. Контрольное занятие на тему: «Водные растворы в условиях промышленного производства, сиропы, ароматные воды» Практические 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.28. Основные процессы и аппараты в фармацевтической технологии (механические, гидромеханические, тепловые, массообменные) Практические 7 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.29. Получение настоек методом ускоренной дробной мацерации Лабораторные 7 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.30. Получение жидких экстрактов-концентратов методом реперколяции Лабораторные 7 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.31. Максимально очищенные препараты (новогаленовые препараты) Лабораторные 7 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.32. Контрольное занятие на тему: «Экстракционные фитопрепараты» Практические 7 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.33. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 7 103 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Промышленная фармацевтическая технология
3.1. Органопрепараты. Лекции 8 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Таблетки. Порошки Лекции 8 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Гранулы. Драже. Микрогранулы Лекции 8 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Медицинские капсулы. Микрокапсулы Лекции 8 1 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Пластыри. Горчичники. Медицинские карандаши Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Получение суспензий, эмульсий, мазей, линиментов в промышленных условиях Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Ректальные лекарственные формы в промышленном производстве. Суппозитории Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Инъекционные лекарственные формы в промышленных условиях. Производство ампул и флаконов Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Аэрозоли Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Лекарственные формы для глаз Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Перспективы развития технологии современных лекарственных форм. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Основы современных биомедицинских технологий. Биофармация – фундаментальная теоретическая основа создания, производства и обеспечения качества фармацевтической продукции. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Органопрепараты. Биостимуляторы Практические 8 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Таблетки.Технологические свойства прессуемых материалов. Получение порошков в промышленных условиях Практические 8 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Способы получения таблеток Лабораторные 8 6 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.16. Покрытие таблеток оболочками. Стандартизация таблеток. Лабораторные 8 6 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.17. Желатиновые капсулы (мягкие, твердые) Лабораторные 8 6 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.18. Контрольное занятие на тему: «Таблетки. Капсулы» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.19. Приготовление инъекционных лекарственных форм в промышленных условиях. Производство ампул. Подготовка ампул к наполнению. Приготовление и ампулирование инъекционных растворов. Стабилизация инъекционных растворов Лабораторные 8 8 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.20. Инфузионные растворы. Стандартизация инъекционных растворов Лабораторные 8 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.21. Лекарственные формы для глаз. Лабораторные 8 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.22. Контрольное занятие по теме: «Стерильные и асептически изготавливаемые лекарственные формы» Практические 8 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.23. Приготовление суспензий, пластырей, мазей, линиментов в промышленных условиях Лабораторные 8 6 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.24. Ректальные лекарственные формы в промышленном производстве. Суппозитории Лабораторные 8 6 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.25. Контрольное занятие на тему: Мази и суппозитории в промышленном производстве Практические 8 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.26. Упаковка готовых лекарственных форм Практические 8 4 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.27. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 8 103 ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.А. Гроссман Фармацевтическая технология: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2013 www.studentlibrary.ru
Л1.2 А.С. Гаврилов Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.И. Краснюк, Н.Б. Демина, М.Н. Анурова Фармацевтическая технология. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
Л2.2 / Т.Д. Синева, О.А. Борисова ; под ред. Т.Д. Синевой. Особенности педиатрической фармации: фармацевтическая технология и фармакологические аспекты : учебное пособие : СПб. : СпецЛит, 2013., 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
215К лаборатория биотехнологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Холодильник для хранения реактивов с низкотемпературным отделением Бирюса 132L; лабораторные столы и шкафы; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; сушильный шкафES- 4610; ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400E; климатическая камера; вытяжной шкаф; электроплитка; печь муфельная SNOL; термостат ТЖ-ТБ-01; баня водяная циркуляционная Daihan WiseCircu WСB-6; металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); респиратор; противогаз; наборы химической посуды, наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм контроля самостоятельной работы: организация самоконтроля обучающихся и контроль со стороны преподавателя. Организация самоконтроля зависит от степени предварительной подготовки в период обучения в вузе и определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности и мотивации в положительной оценке своего труда. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для организации и выполнения самостоятельной работы, что выражается, прежде всего, в максимально-возможном учебно-методическом обеспечении и правильном использовании различных стимулов для реализации самостоятельной работы (рейтинговая система). Особое внимание должно уделяться созданию заинтересованной и благожелательной атмосферы в процессе проведения контроля знаний при оценке самостоятельной работы при проведении практических семинаров, лабораторных работ, сдачи коллоквиумов, выполнения домашних индивидуальных заданий и проведения консультаций. При этом, чрезвычайно важное значение уделяется степени квалификации, подготовки и компетентности преподавателей, особенно в вопросах современного состояния тех или иных вопросов процессов и аппаратов химической технологии. По окончании изучения дисциплины проводится зачет, в случае, когда обучающийся не удовлетворен оценкой, полученной им в результате БРС. Вопросы, выносимые на зачет, должны служить постоянными ориентирами при организации самостоятельной работы обучающегося. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к зачету и экзамену, а сам зачет становится формой проверки качества всего процесса самостоятельной учебной деятельности обучающегося. Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на зачёте или экзамене вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача зачета. Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования: 1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения; 2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять ее до окончания обучения в вузе; 3) обязательно выполнять все домашние задания; 4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся; 5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций.
Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели
преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.
Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.