МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риторика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.преп, Зуев И.Н.

Рецензент(ы):
д.иск, Доцент, зав. каф., Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Риторика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса риторики направлено на ознакомление студентов-журналистов с тысячелетней мировой практикой работы в сфере публичного слова, развитие навыков профессионального отношения к устному и письменному слову, обучение профессиональным приемам ведения диалога, дискуссии, умению грамотно использовать возможности коммуникации, удерживать внимание и интерес аудитории с учетом ее особенностей, проводить успешные рекламные и агитационные кампании, отвечать «вызовам» и потребностям современной политической и общественной жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Процесс изучения дисциплины «Риторика» направлен на формирование следующих компетенций: готовность уважительно и бережно относиться к культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия и руководствоваться ими в профессиональной сфере; способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; я, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного – национального) языка; умение пользоваться изученными иностранными языками в личностной и профессиональной коммуникации; понимание социальной роли и общественной миссии журналиста; понимание смысла свободы и социальной ответственности журналиста, их взаимосвязи; качеств его личности; этических ориентиров и регуляторов; роли аудитории и основных методов её изучения
3.2.Уметь:
3.2.1.учитывать особенности функционирования риторики на международной арене, понимать важность полученных знаний и сферы их применения в практике современных СМИ; выстраивать композицию устного и письменного текста, его логическую структуру, вести полемику, дискуссию, выстраивать систему аргументации и выбирать стратегию аргументации, соответствующую ситуации и целям, достигать взаимопонимания в диалоге, оценивать особенности аудитории, удерживать и активировать ее внимание.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками публичного выступления, приемами классического красноречия; способностью к обобщению, анализу и восприятию информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и значения риторики
1.1. Предметная область риторического знания Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Из истории развития риторического знания
2.1. Риторика в период "осевого" времени: от мифа к логосу Практические 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
2.2. Реферат Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.2, Л1.5
2.3. Конспектирование источников Сам. работа 5 8 УК-4 Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 3. Основные понятия риторики
3.1. Виды риторического пафоса. Риторический этос и риторический логос Практические 5 2 УК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
3.2. Анализ текстов СМИ Сам. работа 5 4 УК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.3. Домашняя контрольная работа Сам. работа 5 4 УК-4 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
Раздел 4. Типы речи
4.1. Функции языка/речи (по Р. Якобсону) и их реализация в ритуальной речи Практические 5 2 УК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.3
4.2. Развлекательная и провокативная речи Сам. работа 5 9 УК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Информационная речь: задачи, требования и способы построения Сам. работа 5 6 УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.4. Структура убеждающей речи Сам. работа 5 2 УК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.5. Создание самостоятельных речей того или иного вида, по аналогии с архитипическими образцам Сам. работа 5 4 УК-4 Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 5. Аргументация в риторике
5.1. Разновидности аргументации устной и письменной речи Практические 5 2 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
5.2. Аргументация в устной и письменной речи Сам. работа 5 8 УК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.5
5.3. Подготовка к коллоквиуму Сам. работа 5 8 УК-4 Л2.2, Л1.3, Л2.3
5.4. Эссе Сам. работа 5 2 УК-4 Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л1.5
Раздел 6. Виды спора
6.1. Место и роль доказательства и опровержения в споре Сам. работа 5 2 УК-4 Л1.3, Л2.3, Л1.5
6.2. Дискуссия и полемика. Спор ради истины. Спор ради победы. Спор ради спора Сам. работа 5 8 УК-4 Л1.3, Л2.3
6.3. Работа с терминами Сам. работа 5 2 УК-4 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.5
6.4. Подготовка к деловой игре Сам. работа 5 9 УК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.5
Раздел 7. "Пятичленная" теория риторического знания
7.1. Инвенция и диспозиция и элокуция. Меморио и акцио Сам. работа 5 2 УК-4 Л1.3, Л1.4, Л2.3
7.2. Реализация "Пятичленной" теории риторического знания в речи Сам. работа 5 6 УК-4 Л2.2, Л1.4, Л2.3
7.3. Домашняя контрольная работа Сам. работа 5 2 УК-4 Л2.2, Л1.4, Л1.5
7.4. Подготовка к докладу Сам. работа 5 2 УК-4 Л1.3, Л2.3, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные задания по риторике

ТЕКСТ 1
Высочайший Манифест ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, изданный 25 декабря 1812 года
О ИЗГНАНИИ НЕПРИЯТЕЛЯ ИЗ РОССИИ.

Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное наше отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против нас почти со всех ев¬ропейских держав силы и подвизаемый алчностью завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь великой на¬шей империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не слу¬чайно порожденной, но издавна уготованной им всеопустоши-тельной войны.
Предузнавая по известному из опытов беспредельному често¬любию и наглости предприятий его приуготовляемую от него нам горькую чашу зол и видя уже его с неукротимою яростию вступившего в наши пределы, принуждены мы были с болезнен¬ным и сокрушенным сердцем, призвав в помощь Бога, обнажить свой меч и обещать царству нашему, что мы не опустим оный во влагалище, доколе хотя один из неприятелей оставаться будет вооружен на земле нашей. Мы сие обещание положили крепко в сердце своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного нам народа, в чем и не обманулись.
Каковой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь ее враг все¬ми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог дос¬тигнуть до того, чтоб она хотя единожды о нанесенных ей от не¬го глубоких ранах вздохнула. Казалось, с пролитием крови ее умножался в ней дух мужества, с пожарами градов ее воспаля¬лась любовь к отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско, вельможи, дворянство, купечество, народ, сло¬вом, все государственные чины и состояния, не щадя ни иму-ществ своих, ни жизни, составили единую душу, вместе мужест-венную и благочестивую, толико же пылающую любовию к оте¬честву, колико любовию к Богу.
От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия едва ли имоверные, едва ли когда слыханные. Да пред¬ставят себе собранные с двадцати царств и народов, под единое знамя соединенные ужасные силы, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в нашу зем¬лю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полуторы ты¬сячи пушек следовало за ним. С ним только огромным ополчени¬ем проницает он в самую середину России, распространяется и начинает разливать огонь и опустошение.
Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в наши пределы, и где он? Здесь прилично сказать слова священного песнопевца: «Видех нечестиваго, превозносящагося и высящася, яко кедры ливанские, и мимо идох, и не бе; и взысках его, и не обретеся место его». Поистине сие высокое изречение соверши¬лось во всей силе смысла своего над гордым и нечестивым на¬шим неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнатых вет¬рами черных облаков? - Рассыпались как дождь. Великая часть их, напоив кровию землю, лежит, покрывая пространство мос¬ковских, калужских, белорусских и литовских полей. Другая ве¬ликая часть в разных и частых битвах взята с многими воена¬чальниками и полководцами в плен; и таким образом, что после многократных и сильных поражений напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть в стремительном бегстве своем гонимая победоносными нашими войсками и встречаемая мразом и гладом, устлала путь свой от самой Моск¬вы до пределов России трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалей¬шая ничтожная часть изнуренных и обезоруженных воинов едва ли полумертвая может прийти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страш¬ная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями всту¬пать в недро могущественной России!
Ныне с сердечною радостию и горячею к Богу благодарно¬стью объявляем мы любезным нашим верноподданным, что со¬бытие превзошло даже и самую надежду нашу и что объявленное нами при открытии войны сей свыше меры исполнилось. Уже нет ни единого врага на лице земли нашей, или лучше сказать, все они здесь остались, но как? - мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое во¬инство и все привезенные с собою пушки, которых более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него и находятся в руках наших.
Зрелище погибели войск его невероятно! Едва ли можно соб¬ственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отни¬мая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные оте¬честву заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.
Итак, да познаем в великом деле сем промысл Божий. По¬вергнемся пред святым Его Престолом и, видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителя¬ми, непохожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и вранам.
Велик Господь наш Бог и во гневе Своем! Пойдем благостию дел и чистотою чувств и помышлений наших единственным ве¬дущим к Нему путем, в храм святости Его и тамо, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излитые на нас щедроты и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами и, прекратя брани и битвы, ниспошлет к нам по¬бед победу, желанный мир и тишину.

ЗАДАНИЯ.
=> Прочитайте текст и перескажите его содержание.
=> Используя теоретический материал раздела, найдите в тек¬сте и укажите, как используются следующие топы:
1. Действие и претерпевание: что совершил неприятель, и что претерпела Россия; что совершили русские, и что претер¬пел неприятель?
2. Предыдущее и последующее: назовите события Отечест¬венной войны 1812 года, изображенные в Манифесте?3. Место: в каких местах какие действия совершались, как связаны с местом события, изображенные в тексте?
4. Время: в какое время совершались действия, изображен¬ные в тексте? Как представлен ход событий во времени?
5. Состояние: в каком состоянии находились русские и не¬приятельские силы в начале, в ходе и в конце Отечественной войны 1812 года?
6. Внешние обстоятельства: какова была обстановка, благо-приятствующая или препятствующая неприятелю и русским силам?
7. Причина и следствие: в чем причина и цель нападения не¬приятеля на Россию? В чем причина его поражения? В чем со¬стояли причина и цели России в войне 1812-1813 гг.?
8. Условие: как изображаются в тексте условия, при которых стала возможной победа русских над неприятелем?
9. Образ действия: каков образ действия французского вой¬ска в отношении к России? Что говорится об образе действий в отношении к французам во время военных действий? Что гово¬рится об образе действий в отношении побежденного непри¬ятеля?
10. Цель и средство: каковы цели и соответствующие им средства французов и русских в войне?
11. Присущее и привходящее: как изображаются в тексте при¬сущие особенности русского народа и войска, французской ар¬мии?
12. Признак: укажите признаки поведения неприятеля, свиде-тельствующие о свойствах его натуры.
13. Качества: перечислите нравственные качества неприятеля и русских.
14. Свойства: укажите, как изображены в тексте специфиче¬ские свойства неприятеля и российского войска.
15. Род и вид: укажите и перечислите виды противопостав¬ленных нравственных качеств русских и неприятеля.
16. Целое и части: укажите части русского общества, встав¬шие на борьбу с врагом, и части французской армии, оставшие¬ся на поле боя после ее поражения.
17. Имя: укажите и объясните наименования России и непри¬ятеля, которые используются в тексте.
18. Большее-меньшее (сравнение): укажите, как сравниваются французская и русская армии, как используется этот топ для характеристики русской армии.
19. Подобие: чему уподобляется и с чем сопоставляется фран¬цузская армия?
20. Противное: найдите в тексте все противопоставления, объясните значение каждого из них.
21. Правило справедливости: найдите в тексте места, где на основе топа справедливости указывается необходимость сми¬рения и человеколюбия.
22. Правило обратимости: найдите в тексте и укажите места, где говорится о человеческом и Божием возмездии завоевате¬лю, и сравните их; объясните различие.
=> Сформулируйте обоснованную точку зрения на основные события и духовно-нравственные следствия Отечествен¬ной войны 1812 года.
=> Выберите какое-либо значительное событие общественной жизни; используя топы, постройте систематический образ этого события; напишите официальное сообщение-манифест.

Задание 2
Найдите примеры героического, сентиментального, и романтического, натуралистического и иронического пафоса.

Задание 3
Приведите примеры развлекательных, провокативных, ритуальных, информационных и убеждающих речей.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Софисты и софистика.
2. Пятичленное деление риторики.
3. Риторика Сократа.
4. Учение Аристотеля о риторике
5. Ораторская деятельность Цицерона.
6. Риторика М.В. Ломоносова
7.Общая и частная риторики.
8. Способы привлечения внимания аудитории.
9. Понятие о топосе.
10. Этические качества оратора.
11. Структура речи.

5.3. Фонд оценочных средств
Тест по риторике
1. Риторика как филологическая наука сложилась:
А. в Древней Греции
Б.в Древнем Риме
Г. в России

2. Предметом риторики является
А. политическая, религиозная публицистика
Б. Аргументация в публичной речи
В. грамматика

3. Частная риторика содержит :
А. Учение об аргументации
Б. Учение о риторе
В. учение о конкретных родах и видах словесности

4. Инвенция – это
А. Словесная конструкция (синтактика) высказывания
Б. Общий замысел, изобретение высказывания
В. Словесное воплощение высказывания

5. Язык является универсальной семиотической системой, потому что все знаки (в том числе и знаки языка) назначаются посредством:
А. цифр
Б. символов
В. слов

6. Словесность – это
А. Текущий обмен высказываниями
Б. Система образцовых произведений слова и норм использования, хранения и создания новых произведений
В. Организованная совокупность слов

7. Формами диалогической речи является
А. информационный диалог
Б. набор вопросов
В. коллективные действия

8. Общим является:
А. Почему-вопрос
Б.Ли-вопрос
В. Кто-вопрос

9. В систему письма входят:
А. алфавит, графика, орфография, пунктуация
Б. письма, сочинения, надписи
В. диалоги, монологи, полилоги

10. Документом является:
А. Кандидатская диссертация
Б. научно-технический отчет
В. акт

11. Административным документом является
А. Инструкция
Б. Договор
В. лицензия

12. Личным документом является
А. Резолюция
Б. контракт
В. метрическое свидетельство

13. Тема публичного выступления должна отражать:
А. личную позицию;
Б. основную проблему;
В. мнение экспертов;

14. Речь на любую заданную тему имеет строгую структуру, обязательным элементом которой является:
А. Похвала или описание
Б. парафразис
В. пример

15.В высказывании Нетающий снежный покров горных вершин называется шапкой дифиниенсом является:
А. Слово горных
Б. слово снежный
В. Слово шапкой

16. В высказывании Но можно ли действительно находить истину? – Должно думать, что можно, если ум без нее не может жить, а он, кажется, живет и, конечно, не хочет признавать себя лишенным жизни положением аргумента является
А. ум живет
Б. ум не может жить без истины
В. истину находить можно

17. Топы является
А. основанием аргумента
Б. выводом
В. ложным положением

18. Определить понятие значит
А. указать несущественные признаки предмета
Б. указать интегральные признаки предмета
В. указать существенные признаки предмета

19. Существенные признаки предмета
А. отличают данный предмет от другого
Б. указывают на сходство предметов
В. проявляются в определенных ситуациях

20. Высказывание содержит
А. только одну главную мысль
Б. несколько главных мыслей
В. главную и ряд второстепенных мыслей
Приложения
Приложение 1.   ФОС Риторика.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. В. Лисоченко Риторика для журналистов: прецедентность в языке и в речи: учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2015
Л1.2 Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л1.3 Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2010
Л1.4 Москвин В.П Риторика и теория аргументации : Юрайт, 2020 https://pay.urait.ru/book/ritorika-i-teoriya-argumentacii-467201
Л1.5 Кузнецов И.Н. Риторика: М. : "Дашков и К" // ЭБС "Лань", 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. И. Н. Кузнецов Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л2.2 А. А. Мурашов Риторика. Теория и практика: учеб. пособие М.: [МПСИ], 2006
Л2.3 Александров Д.Н. Риторика: учеб. пособие М.: Флинта, 2018 http://znanium.com/bookread2.php?book=495849&spec=1 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=84557 https://e.lanbook.com/book/109517
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э2 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online
6.3. Перечень программного обеспечения
Браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome и т.п.) для выхода в сеть Интернет, пакет программ Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint) или OpenOffice, Adobe Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Moodle, Электронно-библиотечная система издательства «Лань», Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Интернет-ресурсы, мультимедийный проектор, ноутбук и настенный экран

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии оценки за экзамен

Оценка "Отлично" выставляется студентам, успешно сдавшим экзамен и показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение проиллюстрировать изложение практическими приемами и расчетами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя по билету.

Оценка "Хорошо" выставляется студентам, сдавшим экзамен с незначительными замечаниями, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение проиллюстрировать изложение практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях.

Оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, сдавшим экзамен со значительными замечаниями, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы.

Оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета.