Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Креативный менеджмент: продюсирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v51_03_01_КМП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью теоретического курса «Культура стран Востока» является формирование у студентов системных знаний в области истории культуры Востока; развитие у них умения оценивать достижения культуры, самостоятельно приобретать и пополнять в дальнейшем опыт освоения культуры, включаться в межкультурный диалог, а также применять культуролоическое знание в профессиональной деятельности,социальной практике, в культурной политике, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09 |
ОПК-2 | способностью применять культуролоическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике |
ПК-15 | готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Студент должен иметь представление: - историю изучаемого региона; - об особенностях духовного и материального наследия стран и регионов в контексте мировой культуры. - о единстве и различиях культурно-исторических процессов в рассматриваемых регионах, а также художественных особенностях искусства Азии и Востока: - о специфике социокультурного контекста и его роли в сохранении и модернизации традиционного художественного наследия. - основные этапы исторического развития таких элементов культуры, как религия, литература, искусства; специфику европейской культуры и традиционных культур Востока. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Студент должен знать и уметь: - знать общность и различия идейно-эстетических основ культуры в изучаемых странах Азии и Востока. - знать этапы научного изучения культур Азии и Востока на Западе, достижения отечественной науки в изучении искусства, указанных регионов; - уметь выявлять и понимать особенности крупнейших национальных школ. - уметь выявить проблематику национальных стилей и направлений в восточноазиатской художественной культуре. - давать описание культурных комплексов, пытаясь установить взаимосвязи между элементами, их составляющими; анализировать пути развития, трансформаций различных элементов культуры и их комплексов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Студент имеет навыки: - логически верно, аргументировано и ясно выявлять и обосновывать причины зарождения и развития традиционной культуры Азии и Востока;навыками самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками и литературой; навыками сравнительного анализа культурных фактов, явлений; навыками ведения дискуссий по проблемам изучаемого курса; искусствоведческой, религиоведческой, культурологической терминологией и категориальным аппаратом. - раскрытия взаимодействия культуры Азии и Востока в межкультурныом диалоге; - использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Историография культуры Востока | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Проблема изучения культуры и искусства Востока | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
1.3. | Хронологические и географические рамки изучени культуры и искусства Востока | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
1.4. | Классификация культур Востока | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 2. Древний Восток | ||||||
2.1. | Особенности культуры и искусства Древнего Египта | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
2.2. | Архитектура как камертон стиля в Древнем Египте | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
2.3. | Особенности культуры и искусства в Месопотамии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
2.4. | Влияние открытий памятников архитектуры и изобразительного искусства Древнего Востока на развитие искусства Европы и России в XVIII–XIX вв | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
2.5. | Влияние "Эпоса о Гильгамеше" и его отдельных сюжетов на современную культуру (эссе/реферат) | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
2.6. | Антология шумерской поэзии и ее роль в исследовании культуры и искусства Древнего Востока | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 3. Культура и искусство Индии | ||||||
3.1. | Общая характеристика культуры и искусства Индии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.2. | Особенности культуры и искусства Древней Индии | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.3. | Проблема стиля в средневековом искусстве Индии | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.4. | Ведийские основы индийской культуры и искусства | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.5. | Ключевые произведения гандхарского и матхурского искусства. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.6. | Культура и искусство Тайланда и индонеции | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 4. Особенности искусства стран ислама | ||||||
4.1. | Архитектура исламских стран. | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
4.2. | Визуальные искусства в исламе. Каллиграфия. | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
4.3. | Общая характеристика мусульманской культуры. | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
4.4. | Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ислама | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
4.5. | Типология мусульманской архитектуры. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 5. Культура Дальнего Востока. Китай. Япония | ||||||
5.1. | Важнейшие методологические подходы к изучению культуры Китая | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Китайская мифология и ее отражение в культуре и искусстве | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Культура первых государств на территории Китая. Формирование основ китайской духовной цивилизации. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
5.4. | Культура и искусство Китая в период средневековья. | Сам. работа | 3 | 3 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
5.5. | Основные этапы развития культуры Японии. | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
5.6. | Японские традиции и обычаи. Японское искусство. | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
5.7. | Архитектура и изобразительное искусство Японии | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
5.8. | Влияние Востока на культуру Европы | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основные понятия исследования культуры стран Востока 2. Этапы изучения и теоретические проблемы исследования культур народов стран Азии 3. Формирование основных центров мировых культур 4. Основные понятия культурологии и искусствоведения 5. Историческая периодизация искусства Древнего Египта 6. Особенности формирования и развития стиля в Древнем Египте 7. Культура и искусство стран и народов Месопотамии 8. Эволюция стиля в культурах Месопотамии 9. Особенности периодизации изобразительного искусства и архитектуры Древнего Египта 10. Своеобразие культуры и искусства Месопотамии 11. Единство в многообразии культуры и искусства Индии 12. Своеобразие искусства Индии в период древности 13. Особенности средневековой культуры Индии и сопредельных территорий 14. Культура и искусство стран и регионов Юго-Восточной Азии 15. Культура Мьянмы и Шри-Ланки 16. Древняя архитектура ранних городских центров Индостана. Особенности планировки, архитектуры и скульптуры и керамики Хараппы, Мохенджо-Даро 17. Культура и искусство Тайланда и индонеции 18. Своеобразие культуры и искусства стран ислама 19. Типологии архитектуры стран и регионов ислама 20. Особенности культуры и искусства Арабского халифата 21. Культура стран исдама: Египет, Турция, Иран, Мавританское искусство 22. Святыни Мекки и Медины. Кибла и ее значение 23. Эстетика исламского орнамента 24. Значение каллиграфии в развитии искусства ислама 25. Общая характеристика культуры и искусства Китая 26. Периодизация культуры архаического и Древнего Китая 27. Культура и искусство средневекового Китая 28. Общая характеристика культуры и искусства Японии 29. Роль социокультурных факторов для формирования и развития культуры и искуства Японии 30. Эстетика японского изобразительного искусства 31. Декоративно-прикладное искусство Японии 32. Проблема изучения культуры Индии, Китая, Японии в ХХ-XXI вв. 33. Влияние Востока на культуру Европы |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
"Замки пустыни" Омейядов.. Величайшие мечети Египта/Ирана/Турции. Архитектурная композиция Тадж-Махала. Большая ступа в Санчи Декоративно-прикладное искусство стран Дальнего Востока в средние века. Живопись в культуре Японии XVIII– XIX столетий. Знаменитые медресе Арабского халифата. Иерархия жанров китайской живописи. Канон и эстетические особенности в искусстве Древнего Египта Крепостное и дворцовое зодчество Индии в XII-XVI вв. Летние императорские дворцы Пекина Особенности архитектуры периода Асука (на примере монастырского комплекса Хорюдзи). Особенности искусства Ахеменидов Особенности композиции "Запретного города" в Пекине Пещерные храмы Индии Самурайские замки Японии Светская культура стран Ближнего Востока в ХХ веке. Современное культовое зодчество в странах Дальнего Востока Театральные традиции Юго-Восточной Азии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Воскресенская Н.О. | Культурология. История мировой культуры: Учебник | Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | под ред. А.Н. Марковой | Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов: | ЮНИТИ-ДАНА, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Виноградова, Н.А. | Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве. : Сборник научных статей | Прогресс-Традиция, , 2010. | biblioclub.ru |
Л2.2 | Никитич Л. А. | Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Садохин А.П. | Мировая культура и искусство: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, , 2015. | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ссылка на web-страницу: Библиотекарь.Ру: [Электронный ресурс]. | bibliotekar.ru | ||
Э2 | Ссылка на web-страницу: Государственный музей Востока: [Электронный ресурс]. | www.orientmuseum.ru | ||
Э3 | Ссылка на web-страницу: Библиотека по культурологии: [Электронный ресурс]. | www.countries.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - четкое и системное планирование самостоятельной работы; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |