МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в искусствознание
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 162
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 162 162 162 162
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в искусствознание

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление об искусствознании как о комплексе знаний основных этапов развития искусствоведческой мысли; изучить историю искусствознания; познакомить с основными методологическими принципами искусствознания, историей их становления и характером их изложения; повысить общекультурную компетенцию студентов ; сформировать у студентов системные представления о выразительных средствах художественной композиции в графике, живописи, скульптуре и архитектуре, дать представление о видах искусствоведческой литературы; развить профессиональную логику; активизировать аналитическую искусствоведческую деятельность; сформировать компетенции в области методов и средств искусствоведческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о понятиях и терминах искусствоведения;
об особенностях художественного языка искусства;
об общей периодизации и основных эпохах развития мирового искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области истории искусства;
описывать художественный образ произведения и особенности его выражения в различных языках искусства;
использовать полученные знания в дальнейшей профессиональной подготовке по специальности;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами формирования уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям Отечества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия искусства.
1.1. Традиционное и народное/национальное искусство. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды. Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: онтологические законы (бытие, существование) и художественное творчество. Сам. работа 8 28 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам искусствознания: эстетические и экзистенциальные законы создания образных систем. Практические 8 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Естественнонаучные основы создания образов пространства, геометрия построения пространства и формы. Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему:Фундаментальные законы зрения и законы композиции. Сам. работа 8 34 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Законы гносеологии (познания). Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. иИзучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных):Образное преобразование действительности и художественный образ. Сам. работа 8 34 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Теория искусства.
2.1. Общие законы развития искусства. Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Составление тезауруса изучаемой дисциплины (работа в группах. Трактаты по художественной теории от античности до XX века. Специфика отдельных видов искусства и проблема их синтеза. Сам. работа 8 24 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Разработка пакета учебных материалов.Роль теории в создании произведений изобразительном искусстве и анализе художественных явлений. Символы и аллегории в искусстве. Практические 8 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Методология искусствознание и проблема метода в искусствоведческой науке. Процесс и основные этапы возникновения и развития знаний об искусстве, превращения их в науку. Лекции 8 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных). Функции искусствоведения как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Сам. работа 8 24 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)Общие проблемы развития искусства в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные художественные, историко-культурные и социологические проблемы в историографии различных направлений. Практические 8 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.7. Объективные закономерности развития искусства. Специфика мифологического и религиозного восприятия искусства и архитектуры. Лекции 8 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.8. изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)Периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи, стили Практические 8 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Особенности художественного языка отдельных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
3.1. Композиционная структура. Классические, неклассические и неоклассические композиции. Архитектурная композиция. Скульптурная композиция. Композиция в живописи. Композиция в графическом искусстве. Композиция в ДПИ. Анализ выразительных средств художественной композиции. Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)Умение анализировать и понимать содержание произведений искусства. Принципы искусствоведческого описания и анализа памятников. Пропорциональные закономерности в искусстве. Замысел и его творческое воплощение. Единство формы и содержания в художественном образе. Общее и неповторимо-индивидуальное в каждом произведении. Сам. работа 8 18 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Составление тезауруса изучаемой дисциплины (работа в группах)Типологические характеристики произведений искусств. Практические 8 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложения
Приложения
Приложение 1.   v 54_03_02-ДПИ-123-2018.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1919
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 https://biblio-online.ru/book/46694ABC-134E-493E-A829-EB9427EF1612
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4972
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека online. http://www.biblioclub.ru/
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 Библиотекарь.ру: [Электронный ресурс]. http://bibliotekar.ru/index.htm
Э4 Международный журнал исследований культуры : [Электронный ресурс]. http://www.culturalresearch.ru/ru/art
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения аудиторных и внеаудиторных занятий: написание рефератов; подготовка докладов, фрагментов лекций; создание картотек общих, частных и авторских методов искусствознания; проведение учебных дискуссий, презентации просветительских проектов с привлечение мультимедийных средств. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной, самостоятельной работой решают задачи формирования и развития деятельностных умений и навыков обучающихся.
Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа по дисциплине включает следующее:
– аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам искусствознания;
– изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных);
– составление тезауруса изучаемой дисциплины (работа в группах);
– разработка пакета учебных материалов;
– составление библиографии по дисциплине и аннотированного справочника Internet-адресов;
Итоговая аттестация проводится в форме зачёта.
Вопросы для зачёта выявляют сформированность и системность теоретических знаний, умение оперировать ими, критически оценивать и делать выводы («теоретические»), а также вопросы, которые выявляют умение применять полученные знания для выполнения практических задач («практические»). Зачёт проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 35 минут.
Практическое задание выполняется в виде эссе. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. выполняется в объёме 5-10 печатных листов формата А4, включая приложение, где отображаются иллюстрации заданной темы.
Написание реферата выполняется в объёме 10-15 печатных листов формата А4, включая 2-3 листа формата А4 приложение, где отображаются иллюстрации заданной темы, на защиту реферата студенту отводится 30 минут.
Письменная работа выполняется студентом самостоятельно, имеет характер контрольного аудиторного занятия, объем составляет до 2 листов формата А4, время на выполнение работы 35 минут.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий: один вопрос и четыре-семь варианта ответов, из которых необходимо выбрать один.