Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Сверхкритические флюидные технологии в производстве фармацевтических препаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_Химия-1-2020 - скф |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор
1.1. | Сформировать способность и готовность к производству лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий, включая выбор технологического процесса, необходимого технологического оборудования с соблюдением отечественных и международных стандартов, касающихся производства, контроля качества лекарственных средств, препаратов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОПК-1 | Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения |
ОПК-2 | Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук |
ПК-1 | |
ПК-3 | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные химические и физико-химические процессы современных фармацевтических производств, основы проектирования опытных и опытно-промышленных установок современных фармацевтических производств. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Проводить выбор химического и физико-химического процесса производства лекарственных препаратов, поиск и сравнение различных химических и физико-химических процессов современных фармацевтических производств. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | проектирования опытных и опытно-промышленных установок современных фармацевтических производств. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные понятия и термины | ||||||
1.1. | Основные понятия и термины | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные понятия и термины | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Типы основных химико-технологических процессов в фармацевтическом производстве | ||||||
2.1. | Типы основных химико-технологических процессов в фармацевтическом производстве | Лекции | 3 | 6 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Типы основных химико-технологических процессов в фармацевтическом производстве | Практические | 3 | 8 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 3 | 28 | ||
Раздел 3. Методология создания современных химико-фармацевтических производств | ||||||
3.1. | Методология создания современных химико-фармацевтических производств | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Общие принципы расчета современных химико-технологических процессов и аппаратов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Методология создания современных химико-фармацевтических производств | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Общие принципы расчета современных химико-технологических процессов и аппаратов | Практические | 3 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
адачи технологии и перспективы развития промышленного производства лекарственных средств. 2. Основные понятия: технологический процесс (периодический, непрерывный и комбинированный). Стадия производства. Технологическая операция. Производственный поток. 3. Общие принципы организации современного фармацевтического производства. Специализированные стандартные модульные предприятия, цеха, участки. 4. Общие понятия: сырье, ингредиенты, валидация, полуфабрикаты, готовый продукт, отходы и отбросы производства. Производственный брак. 5. Материальный баланс, значение для производства. Формы составления материального баланса. 6. Технологический выход, трата, расходные коэффициенты и расходные нормы. Технологическая пропись. 7. Планирование технологического процесса. 8. Характеристика GMP - правил организации производства ЛС (ВОЗовских, Европейских), а также российских правил организации производства лекарственных средств: общие положения, терминология, комплекс мер по гарантии качества, подготовка производства, персонал, помещения, оборудование, материалы, документация, правила производства и контроль качества. 9. Общие понятия об аппаратах. Основные характеристики аппаратов. 10. Охрана труда и техника безопасности на фармацевтических предприятиях. 11. Экологические аспекты фармацевтических производств. Контроль производства. Валидация. 12. Типы основных химико-технологических процессов по различным признакам: механические, гидродинамические, тепловые, массообменные и др. 13. Тепловые процессы в фармацевтическом производстве. Характеристика. Классификация. Механизмы переноса тепла. 14. Разделение жидких и газовых смесей в фармацевтическом производстве: отстаивание, фильтрование, центрифугирование и др. 15. Измельчение. Теоретические основы измельчения. Виды измельчения. Значение процесса измельчения для приготовления порошков и других лекарственных форм (суспензий, мазей, суппозиториев). 16. Машины для измельчения: раздавливающие и истирающие. Валки. Мельницы. Основы работы истирающих машин. Ударные мельницы. Молотковые мельницы. Струйные мельницы. Характеристика и принцип работы шаровых и вибрационных мельниц. 17. Сушка в фармацевтическом производстве. Теоретические основы. Аппаратура. 18. Использование специальных видов сушки в фармацевтическом производстве: лиофильная сушка, сушка инфракрасными лучами, токами высокой частоты и др. 19. Процесс выпаривания в фармацевтическом производстве. Теоретические основы. Аппаратура. Побочные явления при сушке. 20. Перемешивание жидкостей. Способы. Типы мешалок. Смесители. 21. Гидродинамика псевдоожиженных слоев. Использование в фармации. Аппаратура. 22. Использование ультразвука в фармацевтическом производстве. Аппаратура. 23. Использование гидродинамических процессов в фармацевтическом производстве. 24. Массообменные процессы: перегонка, ректификация, кристаллизационная сушка. 25. Теоретические основы экстрагирования. Экстрагенты. Аппаратура. 26. Вода очищенная, как экстрагент. Достоинства и недостатки. Способы получения очищенной и деминерализованной воды. 27. Этиловый спирт как растворитель и экстрагент. Достоинства и недостатки. Концентрация спирта, способы ее выражения. 28. Ударноцентробежные мельницы. Дисмембраторы. Дезинтеграторы. Основы и режим работы. Техника безопасности. 29. Классификация измельченных материалов. Однородность и степень измельчения порошков, их значение. 30. Машины для ситовой классификации. Качающиеся сита. Инерционные сита. Вибрационные сита. 31. Производительность сит. Трибоэлектрические явления при просеивании. Техника безопасности при просеивании |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т.А. Брежнева [и др.] ; под ред. И.И. Краснюка | Фармацевтическая технология. Промышленное производство лекарственных средств. Руководство к лабораторным занятиям. в 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : учеб. пособие : | ГЭОТАР-Медиа, 2017 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Заварухин С.Г. | Математическое моделирование химико-технологических процессов и аппаратов [Электронный ресурс]: учебное пособие : | Изд-во НГТУ, 2017 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. А. Гроссман | Технология изготовления лекарственных форм : учебник [Электронный ресурс] : | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курсы в Moodle "Химико-технологические процессы фармацевтических производств" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
011К | лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Теоретический материал дисциплины «Химико-технологические процессы фармацевтических производств» изучается в течение одного семестра (1 семестр первого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине «Химико-технологические процессы фармацевтических производств» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle); - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточный контроль заключается в сдаче экзамена по билетам в устной форме. Билет Включает два теоретических вопроса и практическое задаиние или задачу. Методические указания к семинарским (практическим) занятиям Готовясь к семинару, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос. При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой. Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. На семинарских занятиях, посвященных задачам, способам расчета химико-технологических процессов фармацевтических производств и основам моделирования и проектирования опытных и опытно-промышленных установок рассматриваются следующие вопросы: - уточнение задания и исходных данных по проекту, составление графика выполнения работ; - выбор конструкции основного аппарата и режимов его работы; - критерии оптимизации технических решений. Выбор проектного варианта; - методики технологического расчета оборудования; - чертежи общего вида и технологической схемы; - правила оформления расчетно-пояснительной записки (обоснование и описание схемы установки, обоснование выбора конструкции аппарата для проведения процесса, описание вспомогательного оборудования, материальные и тепловые балансы процесса, технологический расчет основного аппарата и вспомогательного оборудования). Методические указания к выполнению лабораторных работ Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий по дисциплине «Химико-технологические процессы фармацевтических производств»: 1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов; 2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ; 3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ; 4. формирование навыков оформления результатов лабораторных работ в виде таблиц, графиков, выводов. Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям. Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь, которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы (по контрольным вопросам). Лабораторная работа выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте столе. |