МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика здоровья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экономика здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование профессиональной компетенции в области профилактической медицины, уровень которой позволяет использовать полученные знания в научной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом конкретных экономических, экологических, социальных факторов в рамках системы нормативно-правового регулирования сферы обращения лекарственных средств
ПК-1 Способен решать задачи профессиональной деятельности при осуществлении отпуска и реализации лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента через фармацевтические и медицинские организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы научного анализа результатов исследования объектов обитания и факторов окружающей среды;
связь между неблагоприятными факторами окружающей среды и состоянием здоровья человека.
3.2.Уметь:
3.2.1.установливать связь между неблагоприятными факторами окружающей среды и состоянием здоровья человека;
разработывать профилактические мероприятия и программы по сохранению жизни и здоровья населения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных и научных интересов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Экономика здравоохранения как наука Лекции 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная медицинская и экономическая эффективность Лекции 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Трудовые и материальные ресурсы здравоохранения и пути повышения эффективности их использования Лекции 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Финансирование и планирование здравоохранения в условиях медицинского страхования Лекции 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Экономический анализ деятельности стационарных и амбулаторно­ поликлинических учреждений Лекции 9 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Медико-экономические проблемы реформы здравоохранения Лекции 9 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Экономический анализ эффективности профилактических осмотров и диспансеризации населения. Лекции 9 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2
2.1. Сущность медико-экономических исследований. Основные источники информации по проблемам экономики здравоохранения Практические 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ использования трудовых ресурсов: обеспеченность медицинскими кадрами и их рациональное использование; подготовка кадров по договорам для работы в медицинских учреждениях; правильная расстановка и использование медицинских кадров; анализ нагрузки врачей; рациональное использование рабочего времени Практические 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Анализ эффективности использования лечебно-диагностической аппаратуры Практические 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Источники финансирование здравоохранения. Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи населению РФ. Практические 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Место здравоохранения в рыночной экономике. Управление в условиях рыночной экономики. Определения источников финансирования здравоохранения. Практические 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Экономический анализ деятельности медицинских учреждений. Медицинская, социальная и экономическая эффективность Практические 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Основные цели и задачи амбулаторно­поликлинической помощи взрослому населению. Практические 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.8. Принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи. Особенности амбулаторно-поликлинической помощи Практические 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.9. Сущность реформ здравоохранения и их проведение на микро - и макроэкономическом уровнях. Структурная перестройка системны здравоохранения Практические 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.10. Экономическая эффективность профилактических мероприятий Практические 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.11. Профилактические медицинские осмотры. Основные задачи медицинских осмотров Практические 9 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3
3.1. Экономика здравоохранения как наука. Социальная медицинская и экономическая эффективность Сам. работа 9 12 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Трудовые и материальные ресурсы здравоохранения и пути повышения эффективности их использования Сам. работа 9 12 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Финансирование и планирование здравоохранения в условиях медицинского страхования Сам. работа 9 12 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Экономический анализ деятельности стационарных и амбулаторно­ поликлинических учреждений Сам. работа 9 10 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Медико-экономические проблемы реформы здравоохранения Сам. работа 9 10 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.6. Экономический анализ эффективности профилактических осмотров и диспансеризации населения. Сам. работа 9 10 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. И. Суслов, М. Е. Добрусина, А. А. Чурин, Е. А. Лосев. — Фармацевтический маркетинг : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /. : М. : Издательство Юрайт, 2018, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин ; под общ. ред. А. В. Решетникова Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов / . — .: М. : Издательство Юрайт, 2018, biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы экономики здоровья населения России : монография / под ред. Е.В. Егорова, В.А. Морозова. - М. : Креативная экономика, 2015. - 464 с URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434590
Э2 Каштанова, Е.В. Сохранение здоровья при неблагоприятной экологической обстановке : учебное пособие / Е.В. Каштанова. - Новосибирск : НГТУ, 2011. - 123 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229035
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В понятие «лекции» вкладывается два смысла: лекция как вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, и лекция как способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством оценивания выступлений на практических занятиях. Ст
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий.
К промежуточной аттестации в форме зачета допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На зачете надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий. Зачет проводится в устной форме, в билет для зачета включается два теоретических вопроса и практическое задание.