МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История западноевропейской музыкальной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.иск., проф., Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История западноевропейской музыкальной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 22.09.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 22.09.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины - изучение исторических закономерностей западноевропейской музыкальной культуры в контексте национальных, региональных, стилистических особенностей, изучение ярких и разнообразных проявлений западноевропейской музыкальной культуры в каждую конкретно-историческую эпоху от античности до наших дней.
Для реализации основной цели курса, необходимо решить следующие задачи:
1. дать представление об основных этапах развития, видах, стилях и жанрах музыки в западноевропейской музыкальной культуре;
2. формировать способность понимать западноевропейскую музыкальную культуру и приобщать студентов через искусство к эмоционально-нравственному опыту человечества;
3. ознакомить с наиболее яркими шедеврами западноевропейской музыкальной культуры;
4. изучить взаимосвязь и взаимовлияние художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох;
5. сформировать представление об общих закономерностях художественного развития западноевропейской музыкальной культуры в контексте его социальной и культурной истории;
6. показать место и роль западноевропейской музыкальной культуры в рамках мировой культуры;
7. способствовать всестороннему развитию студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
ПК-16 способностью к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об историческом значении произведений западноевропейской музыкальной культуры, преемственность художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох.
3.2.Уметь:
3.2.1.В ходе курса у студентов формируются следующие знани и умения:
1. Уметь осознанно воспринимать лекционный материал и углублять его в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий;
3. Уметь анализировать музыкальное произведение, находить в нем черты эпохи, стиля и авторского своеобразия;
4. Видеть преемственность художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох;
5. Видеть общие черты и особенности художественных традиций разных народов, эпох и направлений;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Студент должен овладеть следующими навыками:
1. Усвоения основных теоретических понятия курса;
2. Навыком искусствоведческого анализа на проблемно-тематическом и структурно- композиционном уровнях;
3. Навыки ведения дискуссии по проблемам курса на семинарских занятиях;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История западноевропейской музыкальной культуры
1.1. Культура, художественная культура, музыкальная культура. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Периодизация западноевропейской музыкальной культуры. Содержательные компоненты западноевропейской музыкальной культуры. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды и жанры музыкальной культуры
2.1. Единство и многообразие музыкальной культуры. Сам. работа 10 4 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Символический характер искусства. Видовое и жанровое разнообразие музыкальной культуры. Сам. работа 10 6 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Музыкальная культура Древнего мира и Средневековья
3.1. Первобытное искусство. Своеобразие античной музыкальной культуры. Искусство Византии. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Народное и профессиональное искусство средневековой Европы. Церковная музыка. Раннее многоголосие. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Музыкальная культура эпохи Возрождения
4.1. Идеи гуманизма и художественной красоты. Процесс утверждения новых музыкальных культур. Практические 10 4 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Аrs nova. Мадригал. Церковная полифония. Народные инструменты. Органная музыка. Соотношение музыки и текста. Протестантский хорал. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Художественные направления и стили в музыке конца XVI – XIX веков.
5.1. Барокко. Классицизм. Романтизм. Импрессионизм. Возникновение оперы. Кантата, оратория. Фуга. Предшественники современного оркестра. Французский классицизм в музыке. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. И.С. Бах и его современники. Клавесин, клавикорд, фортепиано. Австрийский и немецкий классицизм. Композиторы эпохи Романтизма. Импрессионизм в музыкальной культуре. Практические 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Новые направления в музыкальном искусстве. Сам. работа 10 12 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Авангард. Музыкальный экспрессионизм. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Основы музыкальной грамоты
6.1. Пифагоров строй. Система интервалов. Лады и тональности. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Сонатная форма. Знаки написания музыки. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Музыка как вид искусства. Музыкальные жанры. Практические 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Форма и язык музыкального произведения. Образная сфера. Средства музыкальной выразительности. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Процесс создания музыкального произведения. Музыкальные инструменты оркестра. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.6. Пение. Смешанные жанры. Технология написания пьесы. Практические 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Искусство музыкального исполнительства
7.1. Художественная интерпретация. Сам. работа 10 6 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Социальные функции исполнительского искусства. Способы существования музыкального произведения. Сам. работа 10 12 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Музыкальный театр. Опера, балет, оперетта как синтез искусств. Практические 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Работа композитора, режиссёра, дирижёра, певцов, артистов балета. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.5. Образцы мировой музыкальной культуры. Великие интерпретаторы в видах музыкального искусства. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Проблемы анализа произведений музыкального искусства
8.1. Значение и сущность музыкальной критики. Необходимость расширения компетенций в областях музыкальной культуры. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Долговечность функционирования музыкального произведения. Современность проблематики. Степень художественного воздействия. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Понятие классической, популярной музыки. Степень воздействия и проблема места, времени, действия. «Хорошая» и «плохая» музыка. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
8.4. Проблема художественного общения. Сам. работа 10 22 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
8.5. Как слушать музыку. Где слушать музыку. Чтение художественной и специальной музыкальной литературы. Практические 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гусева, О.В. История зарубежной музыки: учебное пособие Кемерово : КемГИК, ЭБС Лань, 2006 e.lanbook.com
Л1.2 Майкапар А. Е. О музыке: учебное пособие М.: Директ-Медиа// ЭБС"Университетская библиотека он-лайн", 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ливанова, Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Книга первая. От Античности к XVIII веку: учебное пособие Издательство "Лань", "Планета музыки", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Федорович Е.Н., Е.В. Тихонова Основы музыкальной психологии: учеб. пособие М : Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Собрание книг о музыке MusStudent : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://musstudent.ru/biblio/81-music-history.html
Э2 Школа старинной музыки : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.distedu.ru/mirror/_muz/blankov.narod.ru/schola/schola_all.htm
Э3 История музыки исполняется : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://istoriyamuziki.narod.ru/index.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.