Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Креативный менеджмент: продюсирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v51_03_01_КМП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 82 | 82 | 82 | 82 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 22.09.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель преподавания дисциплины - изучение исторических закономерностей западноевропейской музыкальной культуры в контексте национальных, региональных, стилистических особенностей, изучение ярких и разнообразных проявлений западноевропейской музыкальной культуры в каждую конкретно-историческую эпоху от античности до наших дней. Для реализации основной цели курса, необходимо решить следующие задачи: 1. дать представление об основных этапах развития, видах, стилях и жанрах музыки в западноевропейской музыкальной культуре; 2. формировать способность понимать западноевропейскую музыкальную культуру и приобщать студентов через искусство к эмоционально-нравственному опыту человечества; 3. ознакомить с наиболее яркими шедеврами западноевропейской музыкальной культуры; 4. изучить взаимосвязь и взаимовлияние художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох; 5. сформировать представление об общих закономерностях художественного развития западноевропейской музыкальной культуры в контексте его социальной и культурной истории; 6. показать место и роль западноевропейской музыкальной культуры в рамках мировой культуры; 7. способствовать всестороннему развитию студентов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-1 | способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик |
ПК-16 | способностью к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об историческом значении произведений западноевропейской музыкальной культуры, преемственность художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | В ходе курса у студентов формируются следующие знани и умения: 1. Уметь осознанно воспринимать лекционный материал и углублять его в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий; 3. Уметь анализировать музыкальное произведение, находить в нем черты эпохи, стиля и авторского своеобразия; 4. Видеть преемственность художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох; 5. Видеть общие черты и особенности художественных традиций разных народов, эпох и направлений; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Студент должен овладеть следующими навыками: 1. Усвоения основных теоретических понятия курса; 2. Навыком искусствоведческого анализа на проблемно-тематическом и структурно- композиционном уровнях; 3. Навыки ведения дискуссии по проблемам курса на семинарских занятиях; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История западноевропейской музыкальной культуры | ||||||
1.1. | Культура, художественная культура, музыкальная культура. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Периодизация западноевропейской музыкальной культуры. Содержательные компоненты западноевропейской музыкальной культуры. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Виды и жанры музыкальной культуры | ||||||
2.1. | Единство и многообразие музыкальной культуры. | Сам. работа | 10 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Символический характер искусства. Видовое и жанровое разнообразие музыкальной культуры. | Сам. работа | 10 | 6 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Музыкальная культура Древнего мира и Средневековья | ||||||
3.1. | Первобытное искусство. Своеобразие античной музыкальной культуры. Искусство Византии. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Народное и профессиональное искусство средневековой Европы. Церковная музыка. Раннее многоголосие. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Музыкальная культура эпохи Возрождения | ||||||
4.1. | Идеи гуманизма и художественной красоты. Процесс утверждения новых музыкальных культур. | Практические | 10 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Аrs nova. Мадригал. Церковная полифония. Народные инструменты. Органная музыка. Соотношение музыки и текста. Протестантский хорал. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Художественные направления и стили в музыке конца XVI – XIX веков. | ||||||
5.1. | Барокко. Классицизм. Романтизм. Импрессионизм. Возникновение оперы. Кантата, оратория. Фуга. Предшественники современного оркестра. Французский классицизм в музыке. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | И.С. Бах и его современники. Клавесин, клавикорд, фортепиано. Австрийский и немецкий классицизм. Композиторы эпохи Романтизма. Импрессионизм в музыкальной культуре. | Практические | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Новые направления в музыкальном искусстве. | Сам. работа | 10 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Авангард. Музыкальный экспрессионизм. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Основы музыкальной грамоты | ||||||
6.1. | Пифагоров строй. Система интервалов. Лады и тональности. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Сонатная форма. Знаки написания музыки. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Музыка как вид искусства. Музыкальные жанры. | Практические | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Форма и язык музыкального произведения. Образная сфера. Средства музыкальной выразительности. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.5. | Процесс создания музыкального произведения. Музыкальные инструменты оркестра. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.6. | Пение. Смешанные жанры. Технология написания пьесы. | Практические | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Искусство музыкального исполнительства | ||||||
7.1. | Художественная интерпретация. | Сам. работа | 10 | 6 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Социальные функции исполнительского искусства. Способы существования музыкального произведения. | Сам. работа | 10 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Музыкальный театр. Опера, балет, оперетта как синтез искусств. | Практические | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
7.4. | Работа композитора, режиссёра, дирижёра, певцов, артистов балета. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
7.5. | Образцы мировой музыкальной культуры. Великие интерпретаторы в видах музыкального искусства. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Проблемы анализа произведений музыкального искусства | ||||||
8.1. | Значение и сущность музыкальной критики. Необходимость расширения компетенций в областях музыкальной культуры. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Долговечность функционирования музыкального произведения. Современность проблематики. Степень художественного воздействия. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
8.3. | Понятие классической, популярной музыки. Степень воздействия и проблема места, времени, действия. «Хорошая» и «плохая» музыка. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
8.4. | Проблема художественного общения. | Сам. работа | 10 | 22 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
8.5. | Как слушать музыку. Где слушать музыку. Чтение художественной и специальной музыкальной литературы. | Практические | 10 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гусева, О.В. | История зарубежной музыки: учебное пособие | Кемерово : КемГИК, ЭБС Лань, 2006 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Майкапар А. Е. | О музыке: учебное пособие | М.: Директ-Медиа// ЭБС"Университетская библиотека он-лайн", 2011 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ливанова, Т.Н. | История западноевропейской музыки до 1789 года. Книга первая. От Античности к XVIII веку: учебное пособие | Издательство "Лань", "Планета музыки", 2017 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Федорович Е.Н., Е.В. Тихонова | Основы музыкальной психологии: учеб. пособие | М : Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Собрание книг о музыке MusStudent : [Электронный ресурс]. | Режим доступа: http://musstudent.ru/biblio/81-music-history.html | ||
Э2 | Школа старинной музыки : [Электронный ресурс]. | Режим доступа: http://www.distedu.ru/mirror/_muz/blankov.narod.ru/schola/schola_all.htm | ||
Э3 | История музыки исполняется : [Электронный ресурс]. | Режим доступа: http://istoriyamuziki.narod.ru/index.html | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - выполнение практических графических художественно-творческих работ; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |