МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История западноевропейской музыкальной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.иск., проф., Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История западноевропейской музыкальной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 22.09.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 22.09.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины - изучение исторических закономерностей западноевропейской музыкальной культуры в контексте национальных, региональных, стилистических особенностей, изучение ярких и разнообразных проявлений западноевропейской музыкальной культуры в каждую конкретно-историческую эпоху от античности до наших дней.
Для реализации основной цели курса, необходимо решить следующие задачи:
1. дать представление об основных этапах развития, видах, стилях и жанрах музыки в западноевропейской музыкальной культуре;
2. формировать способность понимать западноевропейскую музыкальную культуру и приобщать студентов через искусство к эмоционально-нравственному опыту человечества;
3. ознакомить с наиболее яркими шедеврами западноевропейской музыкальной культуры;
4. изучить взаимосвязь и взаимовлияние художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох;
5. сформировать представление об общих закономерностях художественного развития западноевропейской музыкальной культуры в контексте его социальной и культурной истории;
6. показать место и роль западноевропейской музыкальной культуры в рамках мировой культуры;
7. способствовать всестороннему развитию студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
ПК-16 способностью к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об историческом значении произведений западноевропейской музыкальной культуры, преемственность художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох.
3.2.Уметь:
3.2.1.В ходе курса у студентов формируются следующие знани и умения:
1. Уметь осознанно воспринимать лекционный материал и углублять его в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий;
3. Уметь анализировать музыкальное произведение, находить в нем черты эпохи, стиля и авторского своеобразия;
4. Видеть преемственность художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох;
5. Видеть общие черты и особенности художественных традиций разных народов, эпох и направлений;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Студент должен овладеть следующими навыками:
1. Усвоения основных теоретических понятия курса;
2. Навыком искусствоведческого анализа на проблемно-тематическом и структурно- композиционном уровнях;
3. Навыки ведения дискуссии по проблемам курса на семинарских занятиях;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История западноевропейской музыкальной культуры
1.1. Культура, художественная культура, музыкальная культура. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Периодизация западноевропейской музыкальной культуры. Содержательные компоненты западноевропейской музыкальной культуры. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды и жанры музыкальной культуры
2.1. Единство и многообразие музыкальной культуры. Сам. работа 10 4 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Символический характер искусства. Видовое и жанровое разнообразие музыкальной культуры. Сам. работа 10 6 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Музыкальная культура Древнего мира и Средневековья
3.1. Первобытное искусство. Своеобразие античной музыкальной культуры. Искусство Византии. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Народное и профессиональное искусство средневековой Европы. Церковная музыка. Раннее многоголосие. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Музыкальная культура эпохи Возрождения
4.1. Идеи гуманизма и художественной красоты. Процесс утверждения новых музыкальных культур. Практические 10 4 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Аrs nova. Мадригал. Церковная полифония. Народные инструменты. Органная музыка. Соотношение музыки и текста. Протестантский хорал. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Художественные направления и стили в музыке конца XVI – XIX веков.
5.1. Барокко. Классицизм. Романтизм. Импрессионизм. Возникновение оперы. Кантата, оратория. Фуга. Предшественники современного оркестра. Французский классицизм в музыке. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. И.С. Бах и его современники. Клавесин, клавикорд, фортепиано. Австрийский и немецкий классицизм. Композиторы эпохи Романтизма. Импрессионизм в музыкальной культуре. Практические 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Новые направления в музыкальном искусстве. Сам. работа 10 12 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Авангард. Музыкальный экспрессионизм. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Основы музыкальной грамоты
6.1. Пифагоров строй. Система интервалов. Лады и тональности. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Сонатная форма. Знаки написания музыки. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Музыка как вид искусства. Музыкальные жанры. Практические 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Форма и язык музыкального произведения. Образная сфера. Средства музыкальной выразительности. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Процесс создания музыкального произведения. Музыкальные инструменты оркестра. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.6. Пение. Смешанные жанры. Технология написания пьесы. Практические 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Искусство музыкального исполнительства
7.1. Художественная интерпретация. Сам. работа 10 6 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Социальные функции исполнительского искусства. Способы существования музыкального произведения. Сам. работа 10 12 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Музыкальный театр. Опера, балет, оперетта как синтез искусств. Практические 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Работа композитора, режиссёра, дирижёра, певцов, артистов балета. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.5. Образцы мировой музыкальной культуры. Великие интерпретаторы в видах музыкального искусства. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Проблемы анализа произведений музыкального искусства
8.1. Значение и сущность музыкальной критики. Необходимость расширения компетенций в областях музыкальной культуры. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Долговечность функционирования музыкального произведения. Современность проблематики. Степень художественного воздействия. Сам. работа 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Понятие классической, популярной музыки. Степень воздействия и проблема места, времени, действия. «Хорошая» и «плохая» музыка. Лекции 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
8.4. Проблема художественного общения. Сам. работа 10 22 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
8.5. Как слушать музыку. Где слушать музыку. Чтение художественной и специальной музыкальной литературы. Практические 10 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гусева, О.В. История зарубежной музыки: учебное пособие Кемерово : КемГИК, ЭБС Лань, 2006 e.lanbook.com
Л1.2 Майкапар А. Е. О музыке: учебное пособие М.: Директ-Медиа// ЭБС"Университетская библиотека он-лайн", 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ливанова, Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Книга первая. От Античности к XVIII веку: учебное пособие Издательство "Лань", "Планета музыки", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Федорович Е.Н., Е.В. Тихонова Основы музыкальной психологии: учеб. пособие М : Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Собрание книг о музыке MusStudent : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://musstudent.ru/biblio/81-music-history.html
Э2 Школа старинной музыки : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.distedu.ru/mirror/_muz/blankov.narod.ru/schola/schola_all.htm
Э3 История музыки исполняется : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://istoriyamuziki.narod.ru/index.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.