МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация выставочной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация выставочной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Организация выставочной деятельности» являются ознакомление с общими и частными вопросами теории и практики организации деятельности музеев и учреждений музейно-выставочного типа, а также методики проектирования выставочного проекта, практическими навыками организации музейновыставочных мероприятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийно-категориальный аппарат, применямый в области музейновыставочной деятельности, особенности развития выставочной деятельности в отечественном музейном деле, порядок организации и нормативноправового регулирования музейно-выставочной деятельности, современные тенденции и направления работы в ходе выставочных мероприятий в музее, особенности выставочной деятельности по отношению к основным направлениям музейной работы, методику проектирования музейновыставочной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.профессионально оценивать опыт осуществленных музейновыставочных проектов, разрабатывать научно обоснованные и практически осуществимые проекты выставок с учетом современных требований и тенденций развития музейных и технических новаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой организации выставочной работы и разработки выставочного проекта, требованиями нормативно-правовых актов по организации и сопровождению музейно-выставочной работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выставочная деятельность как составляющая художественной жизни региона
1.1. Основы музеологии/музееведения и теория выставочной деятельности. Лекции 9 4 ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Экспозиция как произведение искусства. Типы экспозиций.Культурно-образовательная деятельность выставки. Практические 9 2 ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.2
1.3. Место выставочной деятельности в профессиональной ориентации. Лекции 9 2 ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.4. Критерии оценки проектной выставочной деятельности. Практические 9 2 ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.5. Выставки в музейной и немузейной практике. Типология и классификация выставок Лекции 9 2 ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Основы art-менеджмента, технологии выставочной деятельности.
2.1. Экскурсионная работа. Типы экскурсий. Художественный анализ экспонатов - основа экскурсии. Практические 9 2 ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.2. Нормативно-правовое регулирование музейно-выставочной деятельности. Лекции 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.3. Концептуальные выставки: понятие и сущность. Практические 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Этапы проектирование выставки. Лекции 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.4, Л1.2
2.5. Куратор и выставка. Дизайн выставки. Практические 9 2 ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.6. Сопроводительная документация выставочного проекта. Сам. работа 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.7. Организация выставок-ярмарок. Сам. работа 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Техническое обеспечение выставочного проекта (монтаж, упаковка, транспортировка). Сам. работа 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.4, Л1.2
2.9. Разработка концепции конкретной виртуальной выставки. Практические 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Составление научного аннатированного каталога выставки. Сам. работа 9 10 ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.2
2.11. Музейная выставка: различные подходы и определения Сам. работа 9 10 ПК-5 Л3.1, Л2.4, Л1.2
2.12. Выставочная деятельность художественных музеев Практические 9 2 ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.2
2.13. Выставочная деятельность исторических и естественнонаучных музеев Сам. работа 9 16 ПК-5 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.14. Выставочные проекты в современных российских и иностранных музеях Сам. работа 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.15. Музейная архитектура и дизайн выставки Сам. работа 9 12 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.16. Особенности музейно-выставочной деятельности в современных экономических и социо-культурных условиях (иностранный опыт) Сам. работа 9 12 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.17. Информационная поддержка выставок: возможности и пути решения проблем Сам. работа 9 14 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ханс Ульрих Обрист [пер. с англ. А. Зайцева] Краткая история кураторства : М. : ООО «Ад Маргинем Пресс» // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Петелин, В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности : учебник М. : Юнити-Дана , 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116636
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Савицкий, С. Взгляд на петербургское искусство 2000-х годов : СПб : Петрополис // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2010
Л2.2 Курило, Л.В. Основы экскурсионной деятельности : учебное пособие М. : Советский спорт // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012
Л2.3 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
Л2.4 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М., Степанская Э.В. Методические рекомендации для составления научного аннотированного каталога художественной выставки: метод. реком. Барнаул, АлтГУ, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Выставочный портал www.ex-po.ru
Э2 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э3 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.