Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 76 | 72 | 76 | 72 |
Итого | 108 | 104 | 108 | 104 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д-р психол. наук, профессор
1.1. | Цель курса заключается в содействии формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов на основе знания и понимания ключевых закономерностей и механизмов образовательного процесса. Задачи курса: - интегрировать и систематизировать базовые знания студентов по психологическим аспектам педагогической деятельности; - сопровождать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса; - познакомить студентов с современным состоянием научно-психологического обеспечения обучения и воспитания при организации учебно-воспитательного процесса и возможностями управления интеллектуальным и личностным развитием обучающихся; - обеспечить овладение студентами профессионально-значимыми умениями и навыками психолого-педагогического конструирования и анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирования их эффективности при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности; - содействовать ценностному личностному самоопределению студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, осознанию и применению личностно-ориентированных и развивающих основ педагогической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-25 | способностью осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и служащих |
ПК-26 | способностью преподавать дисциплины (модули) в области психологии в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - методы пропаганды психологических знаний, психологического просвещения среди сотрудников, военнослужащих и служащих. - методы и методику преподавания психологических дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - разрабатывать план, содержание и осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и служащих. - проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - пропаганды психологических знаний, психологического просвещения среди сотрудников, военнослужащих и служащих. - преподавания психологических дисциплин, проектирования, реализации, контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии | ||||||
1.1. | Общенаучная характеристика педагогической психологии и основные этапы ее становления и развития | Лекции | 5 | 2 | ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
1.2. | Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания | Практические | 5 | 2 | ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-26 | Л1.1, Л2.3 |
1.4. | Основные этапы становления и развития педагогической психологии как науки | Лекции | 5 | 1 | ПК-26 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Некоторые аспекты в истории отечественной и зарубежной педагогической психологии | Сам. работа | 5 | 1 | ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.6. | Образование – глобальный объект педагогической психологии | Лекции | 5 | 2 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
1.7. | Современное образование как расширение возможностей развития личности | Практические | 5 | 2 | ПК-25, ПК-26 | Л1.1, Л2.3 |
1.8. | Современное образование как расширение возможностей развития личности | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-25, ПК-26 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Психологические аспекты обучения | ||||||
2.1. | Психологические основы типов обучения | Лекции | 5 | 2 | ПК-25, ПК-26 | Л1.1, Л2.3 |
2.2. | Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе | Практические | 5 | 1 | ПК-26 | Л1.2, Л2.3 |
2.3. | Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-26 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Соотношение обучения и развития | Сам. работа | 5 | 1 | ПК-26 | Л1.1, Л2.3 |
2.5. | Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики | Практические | 5 | 1 | ПК-26 | Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-26 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Общепсихологическая характеристика учебной деятельности | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-25, ПК-26 | Л1.1, Л2.3 |
2.8. | Учебная мотивация | Практические | 5 | 1 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.9. | Учебная мотивация | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-25, ПК-26 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.10. | Общий анализ учебного процесса и структуры учебной деятельности | Практические | 5 | 2 | ПК-25, ПК-26 | Л1.1, Л2.3 |
2.11. | Общий анализ учебного процесса и структуры учебной деятельности | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-25, ПК-26 | Л1.1, Л2.3 |
2.12. | Психологические основы типов обучения | Практические | 5 | 1 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л2.1 |
2.13. | Системы развивающего обучения | Лекции | 5 | 1 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.14. | Особенности теории и практики развивающего образования | Практические | 5 | 2 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л2.3 |
2.15. | Особенности теории и практики развивающего образования | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-25, ПК-26 | Л1.1, Л2.3 |
Раздел 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога | ||||||
3.1. | Педагог как субъект педагогической деятельности | Лекции | 5 | 2 | ПК-26 | Л1.1, Л2.3 |
3.2. | Психологические аспекты личности и деятельности педагога | Практические | 5 | 1 | ПК-26 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
3.3. | Психологические аспекты личности и деятельности педагога | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-26 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
3.4. | Психологические закономерности педагогического общения | Лекции | 5 | 2 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Психологические закономерности педагогического общения | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Психологические закономерности педагогического общения | Практические | 5 | 1 | ПК-25, ПК-26 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Психологические основы воспитания | ||||||
4.1. | Сущность и психологические методы воспитания | Лекции | 5 | 2 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
4.2. | Психолого-педагогические аспекты воспитания | Практические | 5 | 2 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Сущность и психологические методы воспитания | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
4.4. | Психологические основы методов воспитания | Практические | 5 | 1 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
4.5. | Психологические основы методов воспитания | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
4.6. | Отечественные и зарубежные методики воспитания | Практические | 5 | 1 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
4.7. | Отечественные и зарубежные методики воспитания | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-25, ПК-26 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова | Педагогическая психология: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2021 | biblioclub.ru |
Л1.2 | И.В. Марусева | Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов | М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. В. Габай | Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов | М. : Академия, 32 шт., 2010 | |
Л2.2 | Т. В. Манянина | Коммуникативная компетентность в педагогическом общении (в аспекте психологической культуры педагога) : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 78 шт., 2007 | |
Л2.3 | .Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. | Педагогическая психология: учебное пособие | М. : Флинта, электронный, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | Курс в Moodle "Педагогическая психология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Windows 7 Professional; 2.Office 2010 Professional 3.7-Zip 4.AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |