Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 01.03.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое моделирование и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 01_03_02_ПМиИ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 138 | 111 | 138 | 111 |
Итого | 180 | 153 | 180 | 153 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент
1.1. | Формирование представлений о назначании, составе, принципе построения и функционировании компьютерных сетей, понимания источников эффективности применения компьютерных сетей, средств построения и методов эффективного применения компьютерных сетей, приобретения знаний о сетевых технологиях и навыков, которые можно применять в начале работы в качестве специалиста по сетям. По окончании курса студент будет подготовлен к работе на следующих должностях: установщик домащних сетей начального уровня, сетевой техник, ассистент администратора сети, компьютерный техник, монтажник кабелей, специалист службы технической поддержки и др. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-4 | Способен решать задачи профессиональной деятельности с использованием существующих информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-3 | Способность разрабатывать и применять математические методы, системное и прикладное программное обеспечение, автоматизированные системы вычислительных комплексов, сервисы, операционные системы и распределенные базы данных для решения задач производственно-технологической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Принципы связи и обмен данными в локальной проводной сети. Уровни доступа и распределения в сети Ethernet. Структура сети Интернет и принципы обмена данными между узлами в сети Интернет. Схема подключения к Интернету через поставщика услуг. Основные сетевые устройства. Виды, характеристики и маркировка сетевых кабелей и контактов. Сетевая адресация. IP-адреса и маски подсети. Типы IP-адресов и методы их получения. DHCP. Многоуровневая модель OSI и сетевые протоколы. Беспроводные технологии и локальные сети. Угрозы безопасности в локальной компьютерной сети. Методы атак и политика безопасности. Межсетевые экраны. Вопросы безопасности, актуальные для провайдеров. Основные сетевые службы. Архитектура клиент-сервер. IP-сервисы и принципы их работы. Электронная почта. Служба доменных имен DNS Архитектура и возможности системы Cisco IOS. Базовые настройки коммутатора Cisco Catalyst 2960. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Проектировать и устанавливать домашнюю сеть или сеть малого предприятия, а также подключать ее к Интернет. Выполнять проверку и устранять неполадки сети и подключения к Интернет. Выявлять и устранять угрозы безопасности домашней локальной компьютерной сети. Настраивать и проверять распространенные Интернет-приложения. Настраивать базовые IP-сервисы при помощи графического интерфейса ОС. Устанавливать и настраивать устройства с системой Cisco IOS для подключения к Интернет и к серверам, а также выполнять поиск и устранение неполадок. Обеспечивать подключение к сети WAN с использованием сервисов телекоммуникационных компаний. Выполнять адекватные процедуры восстановления при авариях и осуществлять резервирование сервера. Контролировать производительность сети и выявлять сбои. Выявлять и устранять неполадки с использованием структурированной многоуровневой процедуры. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Создания и настройки одноранговой сети, компьютерной сети с помощью маршутизатора, беспроводной сети. Создания подсетей и настройки обмена данными. Установки и настройки сетевых устройств: сетевых плат, маршрутизаторов, коммутаторов и др. Использования основных команд для проверки подключения к Интернет, отслеживания сетевых пакетов, параметров IP-адресации. Монтажа кабелей «витая пара» и подключение компьютера к сети. Настройки безопасности компьютерной сети. Поиска и устранения проблем в компьютерных сетях, их обслуживания. Отслеживания пакетов в сети и проектирования сетевых брандмауэров. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Основные принципы | ||||||
1.1. | Обмен информацией во взаимосвязанном мире. Локальные сети. Создание простой сети | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Создание простой сети | Лабораторные | 2 | 1 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Трассировка подключения к Интернет | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. 2. Сети в повседневной жизни | ||||||
2.1. | Выход на связь. Рекомендации по сети. Кабели и среда передачи данных. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Определение конфигурации IP-адреса компьютера | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Изготовление кроссового кабеля Ethernet | Лабораторные | 2 | 0,5 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. 3. Передача данных по локальной сети | ||||||
3.1. | Принципы связи. Общение на языке сети. Принципы работы сети Ethernet. Принципы построения сетей. Маршрутизация в сетях | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Определение MAC-адреса компьютера | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Просмотр информации о проводных и беспроводных сетевых интерфейсных платах | Лабораторные | 2 | 0,5 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Адреса IPv4 и сетевые подключения | Лабораторные | 2 | 1 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Подключение к маршрутизатору беспроводной связи (РТ) | Лабораторные | 2 | 1 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | PT. Обучение работе c Packet Tracer | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. 4. Сетевая адресация | ||||||
4.1. | Адреса IPv4 и маски подсети. Типы IPv4 адресов. Получение IPv4 адресов. Управление адресами IPv4. Адресация с использованием IPv6 | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Протокол разрешения адресов | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Использование калькулятора Windows для двоичных представлений | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | PT. Подключение к web-серверу | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | РТ. Настройка DHCP на маршрутизаторе беспроводной связи | Лабораторные | 2 | 1 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
4.6. | РТ. Проверка преобразования NAT на маршрутизаторе беспроводной связи | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. 5. Предоставление сетевых сервисов | ||||||
5.1. | Взаимодействие клиентов и серверов. Интернет-протоколы в действии. Прикладные протоколы и службы | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Изучение разрешения DNS имени | Лабораторные | 2 | 1 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | РТ. Взаимодействие с клиентом | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | РТ. Изучение web-запросов | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. 6. Создание домашней сети | ||||||
6.1. | Структура домашней сети. Принципы работы Wi-Fi. Настройка беспроводной сети. Выбор сервисов интернет-провайдера. Вопросы безопасности домашней сети. Мобильные устройства в сети. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Настройка беспроводного маршрутизатора и клиента (РТ) | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Мобильный Wi-Fi - Android и OS iOS | Лабораторные | 2 | 1 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
6.4. | РТ. Настройка базовых функций безопасности беспроводной сети | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. 7. Сетевая безопасность | ||||||
7.1. | Подвержение риску. Методы атак. Как защитить свою сеть? Как брандмауэры защищают сети? | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Настройка параметров брандмауэра | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. 8. Настройка устройств Cisco | ||||||
8.1. | Устройства Cisco для локальной сети. Устройства межсетевого взаимодействия. Обзор Cisco IOS. Использование команд show. Настройка сети Cisco. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Установка сеанса консоли | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
8.3. | Создание сети, состоящей из коммутатора и маршрутизатора | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
8.4. | РТ. Подключение к коммутатору через консольный порт | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
8.5. | РТ. Навигация по IOS | Сам. работа | 2 | 15 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
8.6. | РТ. Использование команд show Cisco IOS | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
8.7. | РТ. Создание основных подключений | Лабораторные | 2 | 1 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
8.8. | РТ. Настройка исходных параметров маршрутизатора | Лабораторные | 2 | 1 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 9. 9. Тестирование, поиск и устранение неполадок | ||||||
9.1. | Действия при возникновении неполадок. Поиск и устранение неполадок в сетях. Выявление и решение распространенных проблем. Работа со службой поддержки заказчиков. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
9.2. | РТ. Настройка протокола SSH | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
9.3. | Поиск и устранение неполадок помощью сетевых служебных программ | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
9.4. | Поиск и устранение неполадок физического подключения | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
9.5. | РТ. Использование команды ipconfig | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
9.6. | РТ. Использование команды ping | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
9.7. | РТ. Поиск и устранение неполадок беспроводного подключения | Лабораторные | 2 | 1 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
9.8. | РТ. применение полученных знаний | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К. Е. Самуйлов [и др.] ; под ред. К. Е. Самуйлова, И. А. Шалимова, Д. С. Кулябова | СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ: Учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Синицын Ю. И. , Ряполова Е. , Галимов Р. Р. | Сети и системы передачи информации: учебное пособие | Оренбург: ОГУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Академия Cisco | netacad.com | ||
Э2 | Основы работы в Packet Tracer | www.netacad.com | ||
Э3 | Курс в Moodle "Компьютерные сети" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader putty | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
204Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25 |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины. - Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения . - При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно. Учебная дисциплина обеспечена электронным учебно-методическим комплексом, который доступен в полном объеме зарегистрированному студенту на портале Академии Cisco и включает следующие компоненты: Интерактивный учебник по всем темам курса, содержащий анимационные и видеоролики, компьютерные тесты, мультимедийные практические задания; Компьютерная среда для проектирования, моделирования работы и анализа компьютерных сетей; Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ в виртуальной среде; Интерактивные тесты; Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ с реальным оборудованием. Текущий контроль успеваемости осуществляется на основе проверки выполнения практических заданий и лабораторных работ, а также на основе интерактивных компьютерных тестов, которые содержат контрольные вопросы по каждой изучаемой теме и должны быть сданы студентами в ходе учебного периода. Для оценки качества усвоения знаний и умений предусмотрены два рубежных контроля (промежуточный и итоговый экзамены) в соответствии с тематическим планом, которые проводятся в форме компьютерного тестирования. |