МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Типографика и верстка в цифровом дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-3-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 179
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 179 179 179 179
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
старший преподаватель, П.В. Запольский

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Типографика и верстка в цифровом дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение знаний, умений и навыков в области типографики, искусства шрифта, верстки, которые позволят обучающимся создавать дизайн пользовательских интерфейсов на профессиональном уровне.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПСК-1 способностью проектировать дизайн интерфейса пользователя информационной системы, в том числе с учетом развития современной шрифтовой культуры и особенностей пользовательского поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные информационные ресурсы, онлайн-проекты, отражающие перспективы и тенденции развития современной шрифтовой культуры и верстки, роль типографики и верстки в проектировании дизайна интерфейса информационных систем, тенденции и перспективы развития типографики и верстки
3.2.Уметь:
3.2.1.критически осмысливать накопленный опыт в сфере типографики и шрифта, работать с программным обеспечением для верстки интерфейса информационной системы, сочетать шрифтовые и композиционные решения с художественной и технической графикой в дизайн-проекте интерфейса информационных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования информационных ресурсов, онлайн-проектов для профессионального развития в области типографики и верстки, навыки модульного проектирования дизайна интерфейса, навыками подбора шрифтов и вертски для проекта дизайна интерфейса пользователя информационной системы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы типографики
1.1. Типографика как вид графического дизайна. Задачи и функции типографики. Лекции 7 2 ОПК-4, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Понятийно-терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 7 6 ОПК-4, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. История развития типографики. Швейцарская типографика. Типографика постмодернизма Практические 7 8 ОПК-4, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Системы мер, применяемые в типографике. Технические ограничения в типографике Практические 7 2 ОПК-4, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Общие законы композиции в типографике Практические 7 2 ОПК-4, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Основные примеры работы с текстом Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Пробелы. Кавычки. Правила использование тире различных типов. Дроби. Табуляторы. Знаки, отсутствующие на клавиатуре. Специальные символы. Сам. работа 7 16 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Различные приемы оформления текста Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Кегль. Интерлиньяж. Кернинг и трекинг. Оформление абзацев. Отступы и выключка. Отбивки. Сам. работа 7 16 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Иерархия заголовков Сам. работа 7 6 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Шрифт как элемент дизайна
2.1. Буква как графический объект с самостоятельной эстетической ценностью Лекции 7 2 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Назначение и классификация шрифтов Практические 7 4 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Конструкция букв. Оптическая компенсация в шрифте Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Шрифт и восприятие. Особенности восприятия шрифта в объектах цифрового дизайна Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Принципы удобочитаемости, различимости и заметности шрифта Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Соотношение шрифта и графических элементов Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Верстка в цифровом дизайне
3.1. Понятие верстки и модульного проектирования Лекции 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. История верстки в графическом дизайне Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Этапы развития верстки в цифровом дизайне Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.4. Современные тенденции в развитии верстки и модульных систем Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.5. Особенности применения шрифтов в цифровом дизайне Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.6. Подготовка текстовой и графической информации к верстке Сам. работа 7 16 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.7. Основные этапы работы над версткой дизайн-проекта Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.8. Применение HTML для верстки Сам. работа 7 16 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.9. Применение CSS для верстки Сам. работа 7 16 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.10. Особенности встраивания медиа и графики Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.11. Понятие модульной сетки Практические 7 4 ОПК-4, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.12. Виды модульной сетки Сам. работа 7 6 ОПК-4, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.13. Анализ модульной сетки сайта Сам. работа 7 6 ОПК-4, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.14. Построение модульной сетки с помощью онлайн-сервисов Сам. работа 7 16 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.15. Кроссплатформенная и кроссбразуерная верстка Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.16. Особенности верстки с соблюдением принципов кроссплатформенности и кроссбраузерности Сам. работа 7 9 ОПК-4, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.17. Применение фреймворков (CSS)для верстки Сам. работа 7 20 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.18. Экзамен 7 27 ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боресков А.В., Шикин Е.В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет.: учеб. пособие М.: ДМК Пресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 e.lanbook.com
Л1.3 Клещев О. И. Типографика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Архитектон, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Диков А.В. Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Молочков В. П. Макетирование и верстка в Adobe InDesign: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Webref: руководства по веб-технологиям webref.ru
Э2 Caniuse: руководство по HTML и CSS caniuse.com
Э3 GridCalculator gridcalculator.dk
Э4 Grid Designer grid.mindplay.dk
Э5 Типомания: онлайн-словарь терминов typo.mania.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
NETBEANS
Eclipse
Adobe Creative Suite
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение учебной дисциплины предполагает посещение практических занятий, а также самостоятельную работу студента. На практических занятиях обсуждаются теоретические вопросы учебной дисциплины, а также решаются практические задания. Основная цель практических занятий - формирование практических умений и опыта, связанного с аспектами проектирования современного пользовательского интерфейса, а также развития познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности и организованности. При выполнении самостоятельной работы следует внимательно читать, каким образом сформулировано задание, а также ознакомиться с критериями оценивания этого задания. Если при выполнении задания возникли вопросы или затруднения, следует обратиться к дополнительной литературе, задать вопрос преподавателю в часы консультации или с помощью системы обмена сообщениям электронного образовательного портала университета. Для эффективного освоения дисциплины рекомендуется выполнять задания систематично, последовательно, с опорой на материалы практических занятий, рекомендованную учебную литературу, собственные наблюдения и результаты собственного информационного поиска. Результаты выполнения самостоятельной работы обсуждаются на практических занятиях. Рекомендуется участвовать в таких обсуждениях для повышения качества учебных работ, для формирования навыков критической оценки и рефлексивных навыков.