Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвД-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 40 | 40 | 40 | 40 |
Сам. работа | 179 | 179 | 179 | 179 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 252 | 252 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Освоение знаний, умений и навыков в области типографики, искусства шрифта, верстки, которые позволят обучающимся создавать дизайн пользовательских интерфейсов на профессиональном уровне. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-4 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-3 | способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения |
ПСК-1 | способностью проектировать дизайн интерфейса пользователя информационной системы, в том числе с учетом развития современной шрифтовой культуры и особенностей пользовательского поведения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные информационные ресурсы, онлайн-проекты, отражающие перспективы и тенденции развития современной шрифтовой культуры и верстки, роль типографики и верстки в проектировании дизайна интерфейса информационных систем, тенденции и перспективы развития типографики и верстки |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | критически осмысливать накопленный опыт в сфере типографики и шрифта, работать с программным обеспечением для верстки интерфейса информационной системы, сочетать шрифтовые и композиционные решения с художественной и технической графикой в дизайн-проекте интерфейса информационных систем |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования информационных ресурсов, онлайн-проектов для профессионального развития в области типографики и верстки, навыки модульного проектирования дизайна интерфейса, навыками подбора шрифтов и вертски для проекта дизайна интерфейса пользователя информационной системы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы типографики | ||||||
1.1. | Типографика как вид графического дизайна. Задачи и функции типографики. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-4, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Понятийно-терминологический аппарат дисциплины | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-4, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | История развития типографики. Швейцарская типографика. Типографика постмодернизма | Практические | 7 | 8 | ОПК-4, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.4. | Системы мер, применяемые в типографике. Технические ограничения в типографике | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.5. | Общие законы композиции в типографике | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.6. | Основные примеры работы с текстом | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.7. | Пробелы. Кавычки. Правила использование тире различных типов. Дроби. Табуляторы. Знаки, отсутствующие на клавиатуре. Специальные символы. | Сам. работа | 7 | 16 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.8. | Различные приемы оформления текста | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.9. | Кегль. Интерлиньяж. Кернинг и трекинг. Оформление абзацев. Отступы и выключка. Отбивки. | Сам. работа | 7 | 16 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.10. | Иерархия заголовков | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Шрифт как элемент дизайна | ||||||
2.1. | Буква как графический объект с самостоятельной эстетической ценностью | Лекции | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Назначение и классификация шрифтов | Практические | 7 | 4 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Конструкция букв. Оптическая компенсация в шрифте | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.4. | Шрифт и восприятие. Особенности восприятия шрифта в объектах цифрового дизайна | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.5. | Принципы удобочитаемости, различимости и заметности шрифта | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.6. | Соотношение шрифта и графических элементов | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-4, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 3. Верстка в цифровом дизайне | ||||||
3.1. | Понятие верстки и модульного проектирования | Лекции | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.2. | История верстки в графическом дизайне | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.3. | Этапы развития верстки в цифровом дизайне | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
3.4. | Современные тенденции в развитии верстки и модульных систем | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
3.5. | Особенности применения шрифтов в цифровом дизайне | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
3.6. | Подготовка текстовой и графической информации к верстке | Сам. работа | 7 | 16 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
3.7. | Основные этапы работы над версткой дизайн-проекта | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
3.8. | Применение HTML для верстки | Сам. работа | 7 | 16 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.9. | Применение CSS для верстки | Сам. работа | 7 | 16 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.10. | Особенности встраивания медиа и графики | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.11. | Понятие модульной сетки | Практические | 7 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.12. | Виды модульной сетки | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.13. | Анализ модульной сетки сайта | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.14. | Построение модульной сетки с помощью онлайн-сервисов | Сам. работа | 7 | 16 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.15. | Кроссплатформенная и кроссбразуерная верстка | Практические | 7 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.16. | Особенности верстки с соблюдением принципов кроссплатформенности и кроссбраузерности | Сам. работа | 7 | 9 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.17. | Применение фреймворков (CSS)для верстки | Сам. работа | 7 | 20 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.18. | Экзамен | 7 | 27 | ОПК-4, ПК-3, ПСК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Боресков А.В., Шикин Е.В. | КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Буковецкая О.А. | Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет.: учеб. пособие | М.: ДМК Пресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Клещев О. И. | Типографика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Архитектон, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Диков А.В. | Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие | М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Молочков В. П. | Макетирование и верстка в Adobe InDesign: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Усанова А. Л. | История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Webref: руководства по веб-технологиям | webref.ru | ||
Э2 | Caniuse: руководство по HTML и CSS | caniuse.com | ||
Э3 | GridCalculator | gridcalculator.dk | ||
Э4 | Grid Designer | grid.mindplay.dk | ||
Э5 | Типомания: онлайн-словарь терминов | typo.mania.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
NETBEANS Eclipse Adobe Creative Suite Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
204Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
Освоение учебной дисциплины предполагает посещение практических занятий, а также самостоятельную работу студента. На практических занятиях обсуждаются теоретические вопросы учебной дисциплины, а также решаются практические задания. Основная цель практических занятий - формирование практических умений и опыта, связанного с аспектами проектирования современного пользовательского интерфейса, а также развития познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности и организованности. При выполнении самостоятельной работы следует внимательно читать, каким образом сформулировано задание, а также ознакомиться с критериями оценивания этого задания. Если при выполнении задания возникли вопросы или затруднения, следует обратиться к дополнительной литературе, задать вопрос преподавателю в часы консультации или с помощью системы обмена сообщениям электронного образовательного портала университета. Для эффективного освоения дисциплины рекомендуется выполнять задания систематично, последовательно, с опорой на материалы практических занятий, рекомендованную учебную литературу, собственные наблюдения и результаты собственного информационного поиска. Результаты выполнения самостоятельной работы обсуждаются на практических занятиях. Рекомендуется участвовать в таких обсуждениях для повышения качества учебных работ, для формирования навыков критической оценки и рефлексивных навыков. |