МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пластическая анатомия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Булгаева Г.Д.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Пластическая анатомия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ являются обучение студентов основным законам и принципам реалистической передачи объёмной трехмерной формы; развитие объёмно-пространственного видения и мышления как необходимых компонентов комплекса и свойств вузовской подготовки специалиста – дизайнера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-32 способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о форме человека изнутри: соединения костей между собой, законы костной связи и т.д.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы изучения пластической анатомии, строение, форму мышц человека; пропорции человеческого тела; каноны; возрастные половые различия строения внешних форм человеческого тела; теоретическое строение костных и мышечных основ человеческого тела.
использовать метод зарисовок, познания, описания, изучения для грамотного изображения строения головы и скелета человека. Строить голову и фигуру человека на основе пропорциональных соотношений деталей данных объектов и по объемно – пространственному решению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки построения, как отдельных частей, так и всей фигуры человека.
навыки конструктивно – структурного изображения живой формы – одной из главных принципов учебного рисунка; построения фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учение о костях.
1.1. Введение. Анатомические термины. Общее понятие о скелете. Состав и функции, структура костей и их классификация. Состав и типы суставов. Соеденения костей. Лекции 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Расчётно - графические работы (строение скелета) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Расчётно - графические работы (строение суставов) Сам. работа 1 16 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Скелет свободной нижней конечности – ноги. Суставы, движения и пластика нижней конечности Лекции 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Расчётно - графические работы (строение ноги) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Графические работы (строение суства ноги в движении) Сам. работа 1 12 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Скелет плечевого пояса. Скелет свободной верхней конечности – руки. Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки Сам. работа 1 4 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Расчётно - графические работы (строение сустава руки) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Графические работы (строение суства руки в движении) Сам. работа 1 12 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Кости черепа и их соеденение. Движение, пластика и построение головы Сам. работа 1 6 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Расчётно - графические работы (строение черепа) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Графические работы (черепа) Сам. работа 1 6 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Учение о мышцах.
2.1. Общее понятие о мышцах. Форма и функции мышц. Мышцы и мышечная система туовища. Мышцы туловища, таза, бедра, голени, стопы. Движение, пластика и построение ног и таза Сам. работа 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Расчётно - графические работы (мышцы ног и таза) Практические 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Графические работы (Мышцы бедра, голени, стопы) Сам. работа 1 4 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Мышцы плечевого пояса. Мышцы руки. Движения, пластика и построение плечевого пояса и руки.Мышцы и пластика шеи. Пластика, движения и построение шеи с головой Сам. работа 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Графические работы (мышцы руки) Сам. работа 1 4 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Мышцы головы, её детали и пластическая анатомия органов чувств Сам. работа 1 4 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.7. Расчётно - графические работы (мышцы головы) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.8. Графические работы (мышцы головы в движении, мимические мышцы) Сам. работа 1 6 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.9. Расчётно - графические работы (пропорции фигуры человека) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.10. Центр тяжести и равновесие. Пропорции тела. Сам. работа 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.11. Графические работы (зарисовки фигуры человека) Сам. работа 1 12 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.12. Зачет 1 4 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Курепина, М.М. Анатомия человека: атлас: атлас М. : ВЛАДОС, 2005 www.studentlibrary.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э2 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э3 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э4 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
Э5 Пластическая анатомия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний студентов
– их теоретической подготовленности к занятию;
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:
-Понятия пластической анатомии.
-Сведения из истории пластической анатомии.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:
-Выполнять изображение фигуры человека (при выполнении рисунков,)
Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения.
Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).
Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений:
1.Соблюдение последовательности ведения работы.
2.Аккуратное, грамотное исполнение.
3.Время исполнения
4.Устный ответ, письменный ответ