МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пластическая анатомия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Булгаева Г.Д.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Пластическая анатомия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ являются обучение студентов основным законам и принципам реалистической передачи объёмной трехмерной формы; развитие объёмно-пространственного видения и мышления как необходимых компонентов комплекса и свойств вузовской подготовки специалиста – дизайнера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-32 способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о форме человека изнутри: соединения костей между собой, законы костной связи и т.д.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы изучения пластической анатомии, строение, форму мышц человека; пропорции человеческого тела; каноны; возрастные половые различия строения внешних форм человеческого тела; теоретическое строение костных и мышечных основ человеческого тела.
использовать метод зарисовок, познания, описания, изучения для грамотного изображения строения головы и скелета человека. Строить голову и фигуру человека на основе пропорциональных соотношений деталей данных объектов и по объемно – пространственному решению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки построения, как отдельных частей, так и всей фигуры человека.
навыки конструктивно – структурного изображения живой формы – одной из главных принципов учебного рисунка; построения фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учение о костях.
1.1. Введение. Анатомические термины. Общее понятие о скелете. Состав и функции, структура костей и их классификация. Состав и типы суставов. Соеденения костей. Лекции 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Расчётно - графические работы (строение скелета) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Расчётно - графические работы (строение суставов) Сам. работа 1 16 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Скелет свободной нижней конечности – ноги. Суставы, движения и пластика нижней конечности Лекции 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Расчётно - графические работы (строение ноги) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Графические работы (строение суства ноги в движении) Сам. работа 1 12 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Скелет плечевого пояса. Скелет свободной верхней конечности – руки. Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки Сам. работа 1 4 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Расчётно - графические работы (строение сустава руки) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Графические работы (строение суства руки в движении) Сам. работа 1 12 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Кости черепа и их соеденение. Движение, пластика и построение головы Сам. работа 1 6 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Расчётно - графические работы (строение черепа) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Графические работы (черепа) Сам. работа 1 6 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Учение о мышцах.
2.1. Общее понятие о мышцах. Форма и функции мышц. Мышцы и мышечная система туовища. Мышцы туловища, таза, бедра, голени, стопы. Движение, пластика и построение ног и таза Сам. работа 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Расчётно - графические работы (мышцы ног и таза) Практические 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Графические работы (Мышцы бедра, голени, стопы) Сам. работа 1 4 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Мышцы плечевого пояса. Мышцы руки. Движения, пластика и построение плечевого пояса и руки.Мышцы и пластика шеи. Пластика, движения и построение шеи с головой Сам. работа 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Графические работы (мышцы руки) Сам. работа 1 4 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Мышцы головы, её детали и пластическая анатомия органов чувств Сам. работа 1 4 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.7. Расчётно - графические работы (мышцы головы) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.8. Графические работы (мышцы головы в движении, мимические мышцы) Сам. работа 1 6 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.9. Расчётно - графические работы (пропорции фигуры человека) Практические 1 1 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.10. Центр тяжести и равновесие. Пропорции тела. Сам. работа 1 2 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.11. Графические работы (зарисовки фигуры человека) Сам. работа 1 12 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.12. Зачет 1 4 ОПК-10, ПК-32 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Курепина, М.М. Анатомия человека: атлас: атлас М. : ВЛАДОС, 2005 www.studentlibrary.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э2 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э3 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э4 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
Э5 Пластическая анатомия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний студентов
– их теоретической подготовленности к занятию;
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:
-Понятия пластической анатомии.
-Сведения из истории пластической анатомии.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:
-Выполнять изображение фигуры человека (при выполнении рисунков,)
Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения.
Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).
Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений:
1.Соблюдение последовательности ведения работы.
2.Аккуратное, грамотное исполнение.
3.Время исполнения
4.Устный ответ, письменный ответ