МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы композиции
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
к.иск., доц. , Черняева И.В

Рабочая программа дисциплины
Основы композиции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний и практических умений разработки композиции, составляющих основу профессиональной грамотности, художественно-образного мышления и практического мастерства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-31: способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность понятия «композиция» и основные виды композиции, законы и свойства композиции
законы визуального восприятия и принципы (правила, приемы и средства) организации композиции
сущность понятия «образная выразительность», средства ее достижения с помощью различных изобразительных средств и приемов при создании произведений изобразительного искусства и дизайна
принципы формирования профессиональной компетентности рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно ставить и решать задачи композиционных построений
использовать выразительные возможности средств композиции и их свойства в своей творческой деятельности
разрабатывать композиции с помощью различных выразительных художественно-графических средств, управляя их активностью
формировать профессиональную компетентность рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.средствами художественной выразительности
приемами построения композиций различной степени сложности
методами анализа используемых композиционных средств и приемов
основными методами формирования профессиональной компетентности рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в композицию
1.1. Понятие «композиция». Композиция в изобразительном искусстве и дизайне. Основные виды композиции. Типы изобразительных композиций. Общее понятие о различных формах организации композиции. Основные законы композиции, их роль и значение в создании художественного произведения. Свойства композиции. Правила, приемы и средства композиции. Лекции 3 1 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 10 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.3. Форма. Геометрический вид формы. Объемная форма. Плоскостная форма. Линейно-пластическая форма. Собственные свойства формы. Лекции 3 1 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.4. Величина и масса формы. Свойства поверхности формы. Цвет. Фактура. Сам. работа 3 10 ПК-31
1.5. Виды форм и их характеристика. Комбинация композиционных форм. Положение формы в пространстве. Закономерности зрительного восприятия формы. Лекции 3 1 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.6. Восприятие плоскостной формы. Особенности восприятия объемно-пространственной формы. Светотень. Сам. работа 3 12 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.7. Композиционные возможности изобразительных средств. Точка, линия, пятно. Плоскость. Цвет, тон. Практические 3 1 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 20 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.9. Композиционные возможности изобразительных средств. Фактура. Рельеф. Объемная поверхность. Пространство. Практические 3 1 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Принципы организация композиции
2.1. Принципы организации композиции. Формат композиции. Композиционные оси. Пространство композиции. Композиционные схемы. Композиционные связи. Группировка элементов.Композиционный центр. Закономерности выявления композиционного центра. Способы организации композиционного центра. Доминанта. Роль доминанты в композиции. Субдоминанта. Субдоминантные отношения. Акценты. Принципы расстановки акцентов. Лекции 3 1 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 2 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 3. Средства композиции
3.1. Понятие тождество, нюанс и контраст как количественно-качественные категории композиции. Тождество как принцип полного сходства элементов в композиции. Нюанс отношение близких состояний свойств элементов формы. Контраст как проявление различий в свойствах обьемно-пространственной формы Практические 3 2 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 10 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.3. Понятие о пропорции. Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого. Модульная система пропорционирования. Модуль. Виды пропорциональных отношений. Арифметическая и геометрическая прогрессия. Принцип геометрического подобия. Отношение золотого сечения. Примеры пропорциональных отношений в строении биоформы, в построении композиции. Практические 3 2 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 2 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.5. Понятие масштабности. Масштаб как средство художественной выразительности. Представление о сомасштабности пространства. Человек как мера организуемого пространства. Количественные методы для обеспечения сомасштабной человеку структуры пространства. Масштаб: размерный, геометрический, композиционный. Приемы и средства выражения масштабности. Зависимость масштабности формы от характера ее членений. Определение соотношения элементов композиции и внешнего пространства. Практические 3 2 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 4 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.7. Статика. Динамика. Правила передачи движения. Правила передачи покоя. Средства выражения статичности и динамичности. Проявление свойств статичности в композиции. Проявление свойств динамичности в композиции. Направление и характер движения. Внутренняя и внешняя динамика. Статика и динамика как средства выразительности в композиции. Практические 3 2 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 8 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.9. Общее понятие о ритме. Ритм в природе и искусстве. Ритм как средство выразительности в композиции. Проявление ритма в различных видах композиции. Активные и пассивные элементы ритмических построений. Практические 3 1 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.10. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 10 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.11. Понятие симметрии. Закономерности расположения частей симметричной фигуры. Элементы симметрии. Основные преобразующие операции. Виды симметрии. Способы создания зрительного равновесия. Практические 3 1 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.12. Зачет 3 4 ПК-31

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Меркулова Л.А. Пропедевтика. Общая композиция : учебник Академия, 2016 http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4918/197457/
Л1.2 Шевелина Н. Ю. Графическая и цветовая композиция: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455471
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция: основы построения: Учебное пособие Самара: Самарский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143497
Л2.2 Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DEFEFF2F-059E-4944-9EE9-97FBE70AF08A
Л2.3 Даглдиян К.Т., Поливода Б.А. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре (с электронным приложением): учебное пособие ВЛАДОС, 2018 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906992598.html
Л2.4 Формальная композиция: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ООО ИПК «Университет», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=330521
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотечная система учебной и научной литературы http://www.Ibooks.ru
Э4 Курс «Основы композиции» в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4390
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.