МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в науке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.04.01. Химическая технология
ПрофильИнновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план18_04_01_Химтех-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 34 34 34 34
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в науке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1494)

составлена на основании учебного плана:
18.04.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с современными информационными технологиями, техническими средствами и программным обеспечением, необходимым для осуществления научной деятельности в выбранной предметной области; подготовить к практическому использованию информационных технологий в при решении профессиональных задач в своей профессиональной области; освоение студентами основ информационных технологий, получение практических навыков их использования при проведении научных исследований и в образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способностью с помощью информационных технологий к самостоятельному приобретению и использованию в практической деятельности новых знаний и умений, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
ПК-2 готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.информационные ресурсы сети Интернет и локальные базы данных для научных исследований;
технологии хранения, обработки, распространения и представления информации;
специализированное программное обеспечение для проектирования технологических процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать информационные сети для решения исследовательских задач по химии;
применять современные компьютерные технологии, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов
применять современные информационные технологии в образовании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками извлечения актуальной научно-технической информации из электронных библиотег, каталогов, баз данных;
работать на современной научной аппаратуре для проведения научных исследований;
методами работы с современным программным обеспечением

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные информационные технологии
1.1. Информатизация общества Лекции 2 2 ОК-9, ПК-2 Л1.1
1.2. Информатизация общества Сам. работа 2 10 ОК-9, ПК-2 Л1.1
Раздел 2. Международные информационные базы данных для научных исследований
2.1. Особенности работы с БД Elibrary.ru Лекции 2 2 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.2. Методы работы с БД Elibrary.ru Лабораторные 2 4 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.3. Методы работы с БД Elibrary.ru Сам. работа 2 16 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.4. Особенности работы с МБД Лекции 2 2 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.5. Методы работы с БД Scopus Лабораторные 2 6 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.6. Методы работы с БД Scopus Сам. работа 2 16 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.7. Особенности работы с БД WoS Лабораторные 2 6 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.8. Особенности работы с БД WoS Сам. работа 2 16 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.9. Особенности работы с патентными БД Лекции 2 2 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.10. Международные патентыне БД (Россия, США, ЕС) Лабораторные 2 8 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.11. Международные патентыне БД (Россия, США, ЕС) Сам. работа 2 16 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.12. Методы работы синформационными системамикрупнейших международных издательств Лабораторные 2 4 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.13. Методы работы синформационными системамикрупнейших международных издательств Сам. работа 2 16 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.14. Агрегаторы научной информации Лабораторные 2 6 ОК-9, ПК-2 Л1.1
2.15. Агрегаторы научной информации Сам. работа 2 12 ОК-9, ПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для лабораторных занятий приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куприянов Д. В. Информационное и технологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Компьютерный расчет процесса ректификации : учебное пособие / Ф.Р. Гариева, А.А. Караванов, Р.Р. Мусин и др. ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2014. - 99 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427941
Э2 Мусин, И.Н. Применение ЭВМ в технологии переработки полимеров : учебное пособие / И.Н. Мусин, Т.В. Макаров ; Казанский государственный технологический университет. - Казань : Издательство КНИТУ, 2010. - 107 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259030
Э3 Харлампиди, Х.Э. Общая химическая технология. Методология проектирования химико-технологических процессов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. e.lanbook.com
Э4 Рудакова, Л.В. Информационные технологии в аналитическом контроле биологически активных веществ. [Электронный ресурс] / Л.В. Рудакова, О.Б. Рудаков. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2015. — 364 с. e.lanbook.com
Э5 Электронная библиотека www.elibrary.ru
Э6 БД Scopus www.scopus.com
Э7 БД Web of Science webofknowledge.com
Э8 Роспатент www.fips.ru
Э9 The United States Patent and Trademark Office (USPTO) Гиперссылка www.uspto.gov
Э10 European Patent Organisation ep.espacenet.com
Э11 Курс в Moodle "Компьютерные технологиии в науке и образовании" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 48848719 от 28.07.2011 (бессрочно);
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
Acrobat Reader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf.
Антивирус Касперского (Security RE 1500-2499 SN: 17E0-180619-066044 890-369 (до 2022 г.);
Microsft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 47774570 от 03.12.2010 г. (бессрочно);
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Standart, № 61823557 от 22.04.2013 г. (бессрочно);
Open Office http://www.openoffice.org/license.html;
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
GIMP https://docs.gimp.org/2.8/ru/;
MozilaFireFox https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/;
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses;
DjVu http://djvureader.org/;
Smart Notebook http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека
БД Scopus
БД Web of Science
Федеральный институт промышленной собственности Гиперссылка
The United States Patent and Trademark Office (USPTO) Гиперссылка
European Patent Organisation Гиперссылка
Издательство Springer
Издательство Wiley
Издательство Elsevier
J-STAGE system
SciELO - Scientific Electronic Library
IngentaConnect

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.
Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.



Методические указания к зачету
Изучение дисциплины «Компьютерные технологии в науке» завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.