МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология художественного творчества
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 191
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 191 191 191 191
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, профессор, Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, доцент, Усанова А.Л.

Рабочая программа дисциплины
Психология художественного творчества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - овладение основами психологии художественного творчества.
Задачи дисциплины:
1.сформировать знания о специфике творческой деятельности и подходах к ее развитию в профессии;
2. показать методы оценки и развития творческого потенциала личности в художественно-педагогической деятельности;
3. предоставить условия для освоения художественных, педагогических и эвристических технологий;
4. научить студентов развивать творческие способности с учетом их собственных потребностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10: владением системой эвристических методов и приемов
ПК-31: способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы становления, методы и технологии психологии художественного творчества;
- психологические особенности этапов становления и формирования мастерства «художника»;
- психологические закономерности процесса приобретения навыков и приемов воплощения художественной идеи в реальный продукт творчества;
- принципы организации труда в процессе сбора, анализа и структурирования информации для создания представлений о будущем произведении;
- передовые отраслевые технологии в области психологии художественного творчества в процессе обучения рабочей профессии
3.2.Уметь:
3.2.1.- охарактеризовать индивидуальные свойства личности «художника» (темперамент, способности, мотивационную и волевую сферу, креативность и др.);
- стимулировать и активизировать творческую инициативу личности;
- прогнозировать результативность творческой деятельности личности «художника»;
- применять эвристические методы в профессионально-педагогической деятельности;
- использовать передовые отраслевые технологии в области психологии художественного творчества в процессе обучения рабочей профессии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- технологией индивидуального подхода к обучающимся, учитывая их возрастные, профессиональные, творческие и иные особенности;
- эвристическими методами решения задач в психологии художественного творчества;
- способностью понимать, критически анализировать и излагать информацию в области психологии художественного творчества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы психологии художественного творчества
1.1. Предмет, задачи, основные проблемы и концепции психологии художественного творчества Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Предмет, задачи, основные проблемы и концепции психологии художественного творчества Сам. работа 3 22 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Методологическая основа художественнотворческого развития личности Практические 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Феномен таланта в социокультурном контексте Сам. работа 3 22 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Гений, талант и творчество как психофизиологический феномен. Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Психологические основы восприятия произведений различных видов искусства. Специфика художественно-познавательных процессов Сам. работа 3 22 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Психология в системе комплексных исследований художественного творчества Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Психологические характеристики личности художника и их отражение в творчестве. Сам. работа 3 22 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Эмоционально-волевая сфера личности и художественно-образная природа искусства. Сам. работа 3 22 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности
2.1. Исторический аспект исследования проблемы художественно-творческого воспитания и развития личности на основе взаимодействия искусств Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Психолого-педагогические проблемы развития таланта в системе образования Сам. работа 3 25 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Диагностика художественно-творческих способностей обучающихся Практические 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Преемственность полихудожественного воспитания и развития обучающихся Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Полихудожественное воспитание и развитие личности как психолого-педагогическая проблема Сам. работа 3 28 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Современные концепции художественного образования Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Модель подготовки педагога к полихудожественному образования Сам. работа 3 28 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Экзамен 3 9 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гройсман, А.Л. Основы психологии художественного творчества : учебное пособие Когито-Центр, 2003 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56437
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. В.В. Бычкова и Н.Б. Маньковской. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. : уч. пособ. М.: ИФ РАН // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2005 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=444036&sr=1
Л2.2 Кудрявцева М. Е. Психология творчества в массовой коммуникации: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=223219
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие КемГУ// ЭБС Лань, 2012 https://e.lanbook.com/book/30017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт психологии РАН htpp://www.ipras.ru/
Э2 Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp
Э3 Официальный сайт Министерства образования и науки http://www.ed.gov.ru
Э4 Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева http://sites.google.com/site/nechaevsite/
Э5 Фундаментальная библиотека ВГПУ http://lib.vspu.ac.ru/index.html
Э6 Институт психологии РАО htpp://www.pirao.ru/
Э7 Российское психологическое общество htpp://www.rpo.rsu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.