МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология художественного творчества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 191
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 191 191 191 191
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, профессор, Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, доцент, Усанова А.Л.

Рабочая программа дисциплины
Психология художественного творчества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - овладение основами психологии художественного творчества.
Задачи дисциплины:
1.сформировать знания о специфике творческой деятельности и подходах к ее развитию в профессии;
2. показать методы оценки и развития творческого потенциала личности в художественно-педагогической деятельности;
3. предоставить условия для освоения художественных, педагогических и эвристических технологий;
4. научить студентов развивать творческие способности с учетом их собственных потребностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы становления, методы и технологии психологии художественного творчества;
- психологические особенности этапов становления и формирования мастерства «художника»;
- психологические закономерности процесса приобретения навыков и приемов воплощения художественной идеи в реальный продукт творчества;
- принципы организации труда в процессе сбора, анализа и структурирования информации для создания представлений о будущем произведении;
- передовые отраслевые технологии в области психологии художественного творчества в процессе обучения рабочей профессии
3.2.Уметь:
3.2.1.- охарактеризовать индивидуальные свойства личности «художника» (темперамент, способности, мотивационную и волевую сферу, креативность и др.);
- стимулировать и активизировать творческую инициативу личности;
- прогнозировать результативность творческой деятельности личности «художника»;
- применять эвристические методы в профессионально-педагогической деятельности;
- использовать передовые отраслевые технологии в области психологии художественного творчества в процессе обучения рабочей профессии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- технологией индивидуального подхода к обучающимся, учитывая их возрастные, профессиональные, творческие и иные особенности;
- эвристическими методами решения задач в психологии художественного творчества;
- способностью понимать, критически анализировать и излагать информацию в области психологии художественного творчества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы психологии художественного творчества
1.1. Предмет, задачи, основные проблемы и концепции психологии художественного творчества Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Предмет, задачи, основные проблемы и концепции психологии художественного творчества Сам. работа 3 22 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Методологическая основа художественнотворческого развития личности Практические 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Феномен таланта в социокультурном контексте Сам. работа 3 22 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Гений, талант и творчество как психофизиологический феномен. Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Психологические основы восприятия произведений различных видов искусства. Специфика художественно-познавательных процессов Сам. работа 3 22 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Психология в системе комплексных исследований художественного творчества Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Психологические характеристики личности художника и их отражение в творчестве. Сам. работа 3 22 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Эмоционально-волевая сфера личности и художественно-образная природа искусства. Сам. работа 3 22 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности
2.1. Исторический аспект исследования проблемы художественно-творческого воспитания и развития личности на основе взаимодействия искусств Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Психолого-педагогические проблемы развития таланта в системе образования Сам. работа 3 25 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Диагностика художественно-творческих способностей обучающихся Практические 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Преемственность полихудожественного воспитания и развития обучающихся Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Полихудожественное воспитание и развитие личности как психолого-педагогическая проблема Сам. работа 3 28 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Современные концепции художественного образования Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Модель подготовки педагога к полихудожественному образования Сам. работа 3 28 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Экзамен 3 9 ОПК-10, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гройсман, А.Л. Основы психологии художественного творчества : учебное пособие Когито-Центр, 2003 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56437
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. В.В. Бычкова и Н.Б. Маньковской. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. : уч. пособ. М.: ИФ РАН // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2005 biblioclub.ru
Л2.2 Кудрявцева М. Е. Психология творчества в массовой коммуникации: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие КемГУ// ЭБС Лань, 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт психологии РАН www.ipras.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э3 Официальный сайт Министерства образования и науки www.ed.gov.ru
Э4 Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева sites.google.com
Э5 Фундаментальная библиотека ВГПУ lib.vspu.ac.ru
Э6 Институт психологии РАО www.pirao.ru
Э7 Российское психологическое общество www.rpo.rsu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.