МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Камерный ансамбль
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 360
контроль 40
Виды контроля по курсам
экзамены: 2, 3, 4, 5
диф. зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8 8 8 8 8 32 32
Сам. работа 55 55 55 55 127 127 123 123 360 360
Часы на контроль 9 9 9 9 9 9 13 13 40 40
Итого 72 72 72 72 144 144 144 144 432 432

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Камерный ансамбль

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие музыкальных способностей и мышления посредством ансамблевого творчества, в особенности совершенствование музыкально-ритмического чувства, тембрового слуха, полифонического слуха
приобретение практических умений ансамблевой игры и навыков коллективного творчества
освоение специфики искусства ансамблевой игры, познание его закономерностей, своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки
воспитание взаимоуважения, соблюдения этических норм

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6: способностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения
ПК-12: способностью творчески составлять программы выступлений (сольных и ансамблевых) с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности
ПК-17: способностью исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные типы музыкальных форм и жанров
закономерности в построении и развитии музыкальных произведений
сущность и специфику музыкально-просветительской деятельности
перечень основных жанров для успешных выступлений перед аудиторией
ансамблевый репертуар для различных составов разных стилей, жанров, форм
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться основными понятиями и терминами для решения конкретных исполнительскихзадачпо совершенствованию культуры исполнительского интонирования
разрабатывать темы лекций, подготавливать комментарии к концертам, музыкально- литературным композициям
выступать с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям в образовательных учреждениях, учреждениях культуры
понимать характер каждой партии, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками исполнительского анализа в соответствии со стилем музыкальных произведений
комплексом исполнительских приемов в трактовке музыкальных произведений различных стилей и жанров
профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыковедческой науки, а также методами пропаганды музыкального искусства и культуры
основные типы музыкальных форм и жанров
закономерности в построении и развитии музыкальных произведений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начальный этап работы над концертной программой.
1.1. Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных духовых инструментов с фортепиано Практические 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 2 26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Работа над детальным изучением камерного произведения.
2.1. Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных духовых инструментов с фортепиано Практические 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 2 29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Работа над единством технических приемов в ансамбле.
3.1. Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных духовых инструментов с фортепиано Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 3 26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Ритм, метр, темп, полиритмика, агогика в камерном произведении
4.1. Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных духовых инструментов с фортепиано Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 3 29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Работа над художественным содержанием произведения
5.1. Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных духовых инструментов с фортепиано Практические 4 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 4 64 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Создание художественной интерпретации произведения.
6.1. Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных духовых инструментов с фортепиано Практические 4 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 4 63 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Работа над достижением исполнительского мастерства в камерном произведении
7.1. Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных духовых инструментов с фортепиано Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 5 30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Совершенствование ансамблевого мастерства.
8.1. Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных духовых инструментов с фортепиано Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
8.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 5 30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Поиск совместных исполнительских решений при игре в ансамбле.
9.1. Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных духовых инструментов с фортепиано Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 5 30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Работа над качеством звучания концертной программы.
10.1. Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных духовых инструментов с фортепиано Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
10.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 5 33 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=461212
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430105
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Цыпин Г.М. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/10C0A103-6DFD-4984-896A-83528E6A8016
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4385
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
Э4 https://imslp.org/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В начале работы над музыкальным произведением необходимо сделать анализ его формы, а также принципов построения. При работе над музыкальными произведениями необходимо добиваться чистоты интонирования, однородности штрихов, соподчиненности нюансов, соблюдения звукового баланса, устойчивости ритма, исключая ритмические отклонения, не указанные автором, стремиться к охвату произведения как единого целого. При этом надо обращать внимание на выявление первого-второго плана голосоведения главных и соподчиненных музыкальных линий, добиваясь верного звукового и смыслового баланса. В больших ансамблях целесообразно наиболее сложные для исполнения фрагменты играть попарно, либо втроем в различных сочетаниях партий.
Одним из сложных моментов, требующих особого внимания, является выполнение указаний a tempo и tempo I после ritenuto, а также исполнение ферматы. Очень важно точно начинать фразу с учетом ауфтакта (синхронное возникновение аккорда), а также следить за совместным окончанием аккорда в заключительных построениях. Это будет способствовать также воспитанию внимательного отношения к нюансам к однородной акцентуации, фразировке. Для исполнения кантилены необходима тщательная проработка материала. Следует стремиться к сближению качественного звучания участников ансамбля, особенно в музыке имитационного склада.
Некоторую часть занятий необходимо посвящать ознакомлению с нотной литературой, а также чтению нот с листа. Необходимо уметь не только освоить репертуар в аудиторной работе, но и самостоятельно разобрать, выучить произведение и показать преподавателю. Кроме того важно развить умение выступать с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям. Для этого необходимо регулярно изучать литературу и источники по исполняемым произведениям.