МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специализированные базы данных в сети Интернет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.иск., проф., Ю.А. Крейдун

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Специализированные базы данных в сети Интернет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является теоретическое освоение обучающимися сведений о специализированных баз данных в области искусствознания, необходимых для понимания их роли в профессиональной деятельности; способности к восприятию и систематизации информации, постановке цели и выбору путей её достижения; освоения основных методов каталогизации, применяемых в решении профессиональных задач и научно-исследовательской деятельности.

Для достижения цели ставятся задачи:
получить представление о роли специализированных баз данных в профессиональной деятельности;
изучить необходимый понятийный аппарат дисциплины;
сформировать умение выделять структуру массивов данных в области искусствоведения;
сформировать умение составлять формировать каталоги , в том числе с использованием стандартных офисных компьютерных программ;
получить представление о существующих профессиональных музейных, библиотечных, исторических и иных базах данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способен владеть компьютерными технологиями и использовать базы данных для реализации организационно-управленческих решений в сфере музейной деятельности, в сфере культурно-просветительской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие о модели данных; технологические принципы работы и материальную базу сети Интернет (на качественном уровне); примеры баз данных в области культурного наследия России (Госкаталог, КАМИС и другие); положительный и отрицательный опыт Интернет-каталогизации в области музейного дела; примеры создания электронных экспозиций.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой; отбирать и систематизировать сведения об объектах культуры и искусства, составлять структуру специализированных баз данных и каталогов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска и выявления структуры специализированных баз данных и каталогов в сети Интернет для осуществления научно-исследовательской работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы Интернет-каталогизации
1.1. Введение в курс Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2
1.2. Интернет и интеграция информационных ресурсов в современном мире Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Проблемы российской мультимедийной индустрии Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Поиск и изучения структуры и контента специализированных баз данных искусствоведческой направленности в сети Интернет Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1
1.5. Ознакомление с электронными экспозициями, включая 3D, в сети Интернет Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретические вопросы Интернет-каталогизации
2.1. Теория информационных систем и баз данных Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Принципы каталогизации в области искусствознания Сам. работа 3 21 Л1.1, Л2.2
2.3. Представление структуры авторской базы данных (каталога) по теме научно-исследовательской работы Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.2
2.4. Освоение навыков работы в стандартных приложениях ПК Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Прикладные вопросы создания баз данных
3.1. Музей как информационная система Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Интернет-каталогизация учреждений культуры: положительный и отрицательный опыт Сам. работа 3 20 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Поиск и отбор объектов каталогизации Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка структуры авторского каталога Сам. работа 3 18 Л1.1, Л2.2
3.5. Конвертация базы данных в одно из компьютерных приложений Сам. работа 3 17 Л1.1, Л2.1
3.6. Презентация авторской базы данных (каталога) Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных: теория и практика: учеб. для вузов М.: Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Харрингтон, Д. Проектирование объектно ориентированных баз данных: уч.пособие ДМК Пресс// ЭБС Лань, 2007 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных в сети Интернет www.e-reading.club
Э2 Internet и базы данных citforum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.