МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по преподаванию химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н, доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по преподаванию химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., професссор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., професссор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- вооружить знаниями и умениями, необходимыми для организации подготовки выпускников к ГИА по химии в рамках школьной программы;
- закрепить алгоритм решения заданий ГИА алгоритмизованных и высокого уровня сложности, а также базовых навыков решения олимпиадных задач;
- сформировать умения организовывать самостоятельную работу выпускников по подготовке к ГИА по химии;
- развивать компьютерные и дистанционные технологии;
- проводить анализ результатов выпускнков и самоанализ методов подготовки к ГИА и олимпиадам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях
ПК-12 владением способами разработки новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы общей, неорганической и органической химии согласно кодификатора и спецификации ГИА;
- основные алгоритмы решения задач ГИА по химии (алгоритмизованные задания и задания высокого уровня сложности) и олимпиады школьников;
- современные педагогические технологии в подготовке к ГИА по химии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выбирать методы решения задач для проведения теоретических и практических занятий школьников при подготовке к ГИА по химии и олимпиадам;
- осуществлять внутри- и межпредметную интеграцию знаний в процессе обучения и использовать политехническую направленность курса химии;
- планировать самостоятельную работу учащихся при подготовке к ГИА по химии на основе достижений современной методики обучения химии и информационных технологий;
- внедрять в качестве самостоятельной работы компьютерное и дистанционное обучение.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- решения задач ГИА по химии и олимпиады школьников муниципального уровня;
- в работы с учебной, методической, дополнительной литературой по предмету, электронным ресурсом интернета;
- подготовки презентаций для уроков по химии с применением ИКТ;
- обобщения полученных результатов ГИА по химии выпускников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Спецификация, кодификатор, демонстрационный вариант ГИА по химии
1.1. Спецификация, кодификатор, демонстрационный вариант ЕГЭ по химии Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Спецификация, кодификатор, демонстрационный вариант ОГЭ по химии Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Спецификация, кодификатор, демонстрационный вариант ГИА по химии Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Анализ выполнения экзаменационной работы по объектам работы
2.1. Анализ выполнения экзаменационной работы по объектам работы Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ выполнения экзаменационной работы по объектам работы Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Анализ выполнения экзаменационной работы по объектам работы Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Методика решения заданий ЕГЭ
3.1. Особенности подготовки школьников к ЕГЭ: Задания 30 и 31 Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Особенности подготовки школьников к ЕГЭ: Задания 32 и 33 Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Особенности подготовки школьников к ЕГЭ: Задание 34 Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
3.4. Особенности подготовки школьников к ЕГЭ: Задание 35 Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
3.5. Алгоритмизированные задания ЕГЭ по химии Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Входной контроль Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Задания 30 и 31: «Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена» Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Задание 32: "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.9. Задание 33: "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов органических веществ" Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.10. Задание 34: "Расчетные задачи" Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.11. Задание 35: "Нахождение формулы вещества" Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.12. Методика решения заданий ЕГЭ Сам. работа 8 26 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Методика решения олимпиадных задач по химии
4.1. Особенности подготовки школьников к олимпиаде Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Классификация олимпиадных задач Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Методика решения олимпиадных задач по химии Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Методика решения олимпиадных задач по химии Сам. работа 8 22 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванова Р.Г. Общая методика обучения химии в школе: М.: Дрофа, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник: Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Пак М.С. Педагогическая диагностика в химическом образовании: Практикум: 2018-04-11: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Практикум по преподаванию химии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары) объединены с самостоятельной работой студентов, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель, через систему Moodle.
В рамках текущей аттестации студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности;
- активное участие на практических занятиях.
Методические указания к семинарским (практическим) занятиям. Готовясь к семинару, студенты должны:
- познакомиться с рекомендованной литературой по заданной теме;
- познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара;
- предусмотреть спорные моменты.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
- раскрытие сущности проблемы или решения задачи.
- методологическое значение для профессиональной и практической деятельности.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики, четкое и аргументрованное, с использованием понятий, законов и методов.