МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Механизмы стереотипизации в искусстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доц., И.В. Черняева

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, заф.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Механизмы стереотипизации в искусстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. N 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: сформировать у студентов целостное представление о механизмах стеротипизации в искусствоведении.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-процесс и основные этапы возникновения и развития научных знаний об искусстве;
-основные концепции методологических принципов и приемов истории искусства как науки;
-особенности взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства;
-основные методы научно-исследовательской деятельности искусствоведении.
3.2.Уметь:
3.2.1.-изучать проводить самостоятельные исследования работ в соответствии с профилем ОП бакалавриата, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ОП бакалавриата;
-критически воспринимать концепции различных историографических школ;
-решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками самостоятельной работы с источниками и литературой, устного научного выступления, редакторской работы с научным текстом,способностью к организации научных мероприятий;
-использовать современные методологические принципы и методические приемы анализа различных школ методологии истории искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБРАЗ И СТЕРЕОТИП
1.1. Образ как понятие искусствоведения. Лекции 1 4 ПК-7 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Функции стереотипов Практические 1 4 ПК-7 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л2.1
1.3. Стереотип в искусствоведении. Сам. работа 1 20 ПК-7 Л3.1, Л2.3, Л1.1
1.4. Стереотип в искусствоведении. Практические 1 2 ПК-7 Л3.1, Л2.3, Л1.1
1.5. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации Сам. работа 1 28 ПК-7 Л3.1, Л2.3, Л1.1
1.6. Соотношение образа и стереотипа. Гендерные стереотипы. Лекции 1 4 ПК-7 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
1.7. Соотношение образа и стереотипа. Гендерные стереотипы. Практические 1 4 ПК-7 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
1.8. Процесс формирования стереотипов Сам. работа 1 24 ПК-7 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
1.9. Стереотип и стереотипизация в контексте культуры ХХ-ХХI вв. Сам. работа 1 14 ПК-7 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубовая Е.В. Стереотипы: Монографии Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства : М.: Прогресс-Традиция//ЭБС "Университетская бибиотека он-лайн". , 2002 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. М. Степанская, Р. Ю. Волоснов, Н. В. Гречнева Образ храма в культурном ландшафте Алтая: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Шукуров, Ш.М. Образ храма: "Прогресс-Традиция"// ЭБС Лань, 2002 e.lanbook.com
Л2.3 О. А. Алимушкина Описание механизмов стереотипизации в ассоциативном поле: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Козулин, Вячеслав Николаевич Актуальные проблемы всеобщей истории: образ скифов в античной культуре : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Стереотипы сквозь призму искусства actualcomment.ru
Э2 Современное искусство: Стереотипы, истоки www.youtube.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять
работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.