МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Механизмы стереотипизации в искусстве
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доц., И.В. Черняева

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, заф.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Механизмы стереотипизации в искусстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. N 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: сформировать у студентов целостное представление о механизмах стеротипизации в искусствоведении.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: способностью анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-процесс и основные этапы возникновения и развития научных знаний об искусстве;
-основные концепции методологических принципов и приемов истории искусства как науки;
-особенности взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства;
-основные методы научно-исследовательской деятельности искусствоведении.
3.2.Уметь:
3.2.1.-изучать проводить самостоятельные исследования работ в соответствии с профилем ОП бакалавриата, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ОП бакалавриата;
-критически воспринимать концепции различных историографических школ;
-решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками самостоятельной работы с источниками и литературой, устного научного выступления, редакторской работы с научным текстом,способностью к организации научных мероприятий;
-использовать современные методологические принципы и методические приемы анализа различных школ методологии истории искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБРАЗ И СТЕРЕОТИП
1.1. Образ как понятие искусствоведения. Лекции 1 4 ПК-7 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Функции стереотипов Практические 1 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
1.3. Стереотип в искусствоведении. Сам. работа 1 20 ПК-7 Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Стереотип в искусствоведении. Практические 1 2 ПК-7 Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации Сам. работа 1 28 ПК-7 Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Соотношение образа и стереотипа. Гендерные стереотипы. Лекции 1 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Соотношение образа и стереотипа. Гендерные стереотипы. Практические 1 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Процесс формирования стереотипов Сам. работа 1 24 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Стереотип и стереотипизация в контексте культуры ХХ-ХХI вв. Сам. работа 1 14 ПК-7 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение к РПД
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение к РПД
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства : М.: Прогресс-Традиция//ЭБС "Университетская бибиотека он-лайн". , 2002 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=44329&sr=1
Л1.2 Дубовая Е.В. Стереотипы: Монографии Издательство "ФЛИНТА", 2016 https://e.lanbook.com/book/89876
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шукуров, Ш.М. Образ храма: "Прогресс-Традиция"// ЭБС Лань, 2002 https://e.lanbook.com/book/77058
Л2.2 О. А. Алимушкина Описание механизмов стереотипизации в ассоциативном поле: монография Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1187
Л2.3 Т. М. Степанская, Р. Ю. Волоснов, Н. В. Гречнева Образ храма в культурном ландшафте Алтая: монография Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1507
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Козулин, Вячеслав Николаевич Актуальные проблемы всеобщей истории: образ скифов в античной культуре : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1898
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Стереотипы сквозь призму искусства http://actualcomment.ru/stereotipy-skvoz-prizmu-iskusstva-1706061738.html
Э2 Современное искусство: Стереотипы, истоки https://www.youtube.com/watch?v=XupdQ0qBTW8
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять
работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.