МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коммерческий арбитраж

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, А.Н. Шрайбер

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Т.В. Чуканова

Рабочая программа дисциплины
Коммерческий арбитраж

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- приобретение знаний о третейском разбирательстве коммерческих споров, третейских судах (арбитражах), международном коммерческом арбитраже, о действующем в данной сфере законодательстве и существующей практике, о принципах и стандартах арбитража;
- формирование профессиональных компетенций, необходимых для посреднической, консультационной и иной деятельности в сфере арбитража

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства
ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику теории коммерческого арбитража, действующего в данной сфере законодательства и существующей практики.
- теоретико-методологические основы и специфику третейского разбирательства коммерческих споров, деятельности третейских судов, международного коммерческого арбитража.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять теоретические навыки и законодательную базу при анализе коммерческих споров, третейских судах (арбитражах), международном коммерческом арбитраже.
- применять теоретико-методологическую базу, действующую законодательную базу и существующую практику для разработки решений в сфере коммерческого арбитража.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- профессиональными компетенциями и навыками, необходимыми для посреднической, консультационной и иной деятельности в сфере арбитража
- профессиональными навыками применения теории и методологии, действующей законодательной базы и существующей практики для разработки решений в сфере коммерческого арбитража.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет коммерческого арбитража
1.1. Предмет, история развития и современное состояние коммерческого арбитража социальных конфликтов Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет, история развития и современное состояние коммерческого арбитража социальных конфликтов Практические 7 8 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Предмет, история развития и современное состояние коммерческого арбитража социальных конфликтов Сам. работа 7 15 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Теоретико-методологические основы осуществления коммерческого арбитража социальных конфликтов Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Теоретико-методологические основы осуществления коммерческого арбитража социальных конфликтов Практические 7 10 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Теоретико-методологические основы осуществления коммерческого арбитража социальных конфликтов Сам. работа 7 15 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Рассмотрение конфликта коммерческим арбитражем
2.1. Рассмотрение конфликта коммерческим арбитражем Лекции 7 6 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Рассмотрение конфликта коммерческим арбитражем Практические 7 8 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Рассмотрение конфликта коммерческим арбитражем Сам. работа 7 15 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Исполнение решений коммерческого арбитража Лекции 7 6 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Исполнение решений коммерческого арбитража Практические 7 10 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Исполнение решений коммерческого арбитража Сам. работа 7 16 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Место и роль альтернативных способов решения конфликтов в современных процедурах конфликторазрешения. Их достоинства и недостатки в сравнении с традиционными способами.
2. Классификации негосударственных (альтернативных) технологий разрешения конфликтов.
3. Основополагающие принципы коммерческого арбитража конфликтов.
4. Основные формы коммерческого арбитража в социальных конфликтах.
5. История развития коммерческого арбитража в США и европейских странах.
6. Конфликтологическое посредничество и арбитраж коммерческих споров в России.
7. Содержание и сущность основных методологических подходов к организации и проведению коммерческого арбитража в конфликте.
8. Главные принципы коммерческого арбитража. Ограничения ее применения.
9. Подготовка к коммерческому арбитражу.
10. Функции арбитра в социальном конфликте.
11. Стадии коммерческого арбитража конфликта.
12. Нейтральность арбитра и способы ее поддержания.
13. Работа с позициями сторон во время арбитража. Дискуссия в процедуре арбитража конфликта.
14. Функции кокуса в коммерческом арбитраже.
15. Основные психологические трудности в процессе арбитрирования социального конфликта.
16. Требования к соглашению, заключаемому в результате коммерческого арбитража.
17. Выход из конфликта.
18. Арбитраж в трудовых конфликтах.
19. Правовые аспекты коммерческого арбитража в конфликтах в России.
20. Третейский суд, его специфика и предназначение.
21. История становления третейских судов в России.
22. Разновидности третейского суда.
23. Порядок формирования состава третейского суда и требования к кандидатурам третейских судей.
24. Решение третейского суда: назначение, структура, содержание.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Составьте перечень характеристик, свойственных арбитражу AD HOC, выделите среди них, отражающие преимущества и недостатки данного вида международного коммерческого арбитража.
Практическое задание № 3. Раскройте особенности применения арбитражной оговорки и арбитражного договора.
Практическое задание № 4. Презентуйте основные преимущества коммерческого арбитража как формы разрешения социальных конфликтов.
Практическое задание № 5. Составьте схему этапов проведения трудового арбитража.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Перечень тем
1. Понятие и виды альтернативных процедур урегулирования споров.
2. Преимущества негосударственных механизмов по урегулированию споров.
3. Понятие арбитража.
4. Третейские суды в РФ и их виды.
5. Подведомственность дел третейским судам.
6. Принципы (основные начала) деятельности третейских судов.
7. Медиативное соглашение.
8. Международный коммерческий арбитраж: понятие, сфера деятельности
9. Понятие арбитражного (третейского) соглашения, виды третейских соглашений.
10. Форма и содержание арбитражного (третейского) соглашения. Порядок заключения соглашения.
11. Формирование состава третейского суда (арбитража). Требования к арбитрам.
12. Порядок и основания отвода (самоотвода) арбитра. Правовые последствия отвода.
13. Избрание (назначение) председателя состава третейского суда.
14. Права и обязанности третейских судей.
15. Подача искового заявления в третейский суд (арбитраж)
16. Порядок направления извещений и вызовов.
17. Нормативная регламентация порядка рассмотрения дел в третейском суде (арбитраже).
18. Решение вопроса о компетенции третейского суда.
19. Выступления сторон в судебном заседании.
20. Участие свидетелей и экспертов в арбитражном разбирательстве.
21. Исследование и оценка доказательств в третейском суде.
22. Обеспечение иска, рассматриваемого в третейском суде.
23. Виды постановлений третейского суда.
24. Вынесение определений: основания и порядок.
25. Форма и содержание решений третейского суда. Устранение недостатков решения третейским судом.
26. Свойства решения третейского суда. Вступление решения в законную силу.
27. Обжалование решения третейского суда.
28. Основания для отмены решения третейского суда. Последствия отмены решения.
29. Исполнение решений третейских судов
30. Требования к заявлению о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
31. Порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
32. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа и его последствия.
33. Исполнение иностранных арбитражных решений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Ю. Скворцов Арбитраж (третейское разбирательство) в Российской Федерации: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/D6C55907-25AD-40F8-BC98-6E78BDBFDBF8/
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гетьман-Павлова, И. В. Международное частное право : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/B0EF0507-6D28-4994-BD0E-71CBA9878725.
Л2.2 Баранов В. А. Гражданский процесс в 2 т. Том 2 : : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/C89E9485-124A-4F9B-8780-CF945291B3D5
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/посредничество в конфликте
Э2 http://www.humanities.edu.ru/–Социально-гуманитарное образование:федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window–Единое окно доступа к образовательным ресурсам.Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов,электронная учебно-методическая библиотека,ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle "Коммерческий арбитраж" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.