МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История формирования художественных коллекций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильКреативные индустрии и менеджмент в сфере искусства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_КИиМвСИ-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 198
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 0 8 8
Практические 6 6 0 6 6
Сам. работа 198 198 0 198 198
Часы на контроль 4 4 0 0 4 4
Итого 216 216 0 0 216 216

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История формирования художественных коллекций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
- сформировать представление об основных этапах формирования художественных собраний России, их специфике.
Задачи дисциплины:
- изучить виды коллекций;
- изучить историю формирования художественных собраний России;
- выявить новые тенденции в развитии галерейного дела в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать и осуществлять организационные и регулирующие функции в деятельности современных творческих коллективов, обеспечивающих воспроизводство социальной и культурной жизни;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы формирования художественных собраний России;
крупнейшие отечественные художественные коллекции.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить и отбирать информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Коллекционирование предметов древнерусского искусства, церковного искусства.
1.1. Введение. Историография. Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Основные этапы формирования художественных собраний России в XVII – начала XX века. Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Оружейная палата. Коллекции времени Ивана Грозного. Сам. работа 1 11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Коллекции XVII века: живопись и графика западноевропйских мастеров. Сам. работа 1 12 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Коллекционирование России в первой четверти XVIII века.
2.1. Освоение западноевропейского опыта. Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Петр I – коллекционер и основатель музейного дела в России. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Частное коллекционирование в России XVIII века. Сам. работа 1 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Петр I – коллекционер и основатель музейного дела в России. Частное коллекционирование в России XVIII века. Сам. работа 1 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Коллекционирование рукописей и книг. Сам. работа 1 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Коллекционирование в России в эпоху Екатерины II.
3.1. Основание Эрмитажа в 1764 г. Основные этапы развития музея как музея мирового значения. Лекции 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Основание Эрмитажа в 1764 г. Основные этапы развития музея как музея мирового значения. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Первые музеи России.
4.1. Развитие идеи. Создание Русского публичного музея 1812-1856 гг. Сам. работа 1 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Первые публичные музеи России. Сам. работа 1 10 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Бурное музейное строительство и развитие частного коллекционирования в России во второй половине XIX – начала XX века. Сам. работа 1 12 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Выдающиеся коллекционеры России. Сам. работа 1 11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Бурное музейное строительство в России во второй половине XIX – начала XX века. Выдающиеся коллекционеры России.Подготовка к практическому занятию. Подготовка к зачету. Сам. работа 1 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Художественные коллекции России ХХ века.
5.1. Художественные коллекции в советский период. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Частное коллекционирование в постсоветский период. Сам. работа 1 18 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Современные проблемы коллекционирования в контексте развития художественного рынка и российских аукционов. Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черняева И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв.: моногорафия Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
Л2.2 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. культурологии и истории искусств Музееведение: [метод. рекомендации] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музеи России. - [Электронный ресурс]. www.museum.ru
Э2 Российская сеть культурного наследия «Мир музея» (до 1992 г. «Советский музей»). - [Электронный ресурс]. www.mirmus.ru
Э3 Персин, А.И. Список краеведческой и музееведческой литературы с аннотациями // Краеведческий альманах. - 2010. - № 2. - С. 42-44. - [Электронный ресурс]. docplayer.ru
Э4 Музей антропологии им. Петра ВеликогоРоссийской Академии наук. - [Электронный ресурс]. www.kunstkamera.ru
Э5 Государственный Эрмитаж. - [Электронный ресурс]. ermitazh.org
Э6 Курс "история формирования художественных коллекций" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.