Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 41 | 41 | 41 | 41 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является приобретение иностранными студентами знаний и умений, овладение навыками, позволяющими осуществлять эффективное общение на русском языке и формированию и развитию аудиовизуальной культуры члена современного общества, а результатом этих процессов является всесторонне развитая, профессионально сформированная личность. 2. Задачи дисциплины Задачами освоения учебной дисциплины являются: 1. формирование представлений о сущности аудиовизуальных образов, их месте в пространстве современной культуры; 2. повышение уровня знаний в области русского языка кинематографа как языка культуры, в том числе специфики языка документального кинематографа; 3. формирование и развитие знаний и навыков в области понимания документальных кинематографических текстов, овладение методами их интерпретации; 4. повышение уровня страноведческих знаний у иностранных студентов, позволяющего высказать и суметь отстоять свою точку зрения в процессе межкультурного общения; 5. способствование пониманию основных особенностей русского языка и овладению умением включать их элементы в процесс коммуникации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10 |
ОПК-8 | владением особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения |
ПК-17 | способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1. должен знать: - сущности аудиовизуальных образов, их месте в пространстве современной культуры - сущность и структуру аудиовизуальной культуры личности, уровни ее развития; специфику киноязыка как языка культуры; - методы интерпретации документального кинематографического текста; - способы извлечения страноведческих знаний из документального кинематографического текста; - понятийный аппарат данной дисциплины. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 2. должен уметь: - адекватно воспринимать русскоязычный текст фильма; - составить и высказать мнение о содержании, истории создания и значимости документального фильма; - использовать полученные в результате просмотра фильма фоновые знания в процессе общения на русском языке. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 3. должен владеть: - достаточным уровнем знаний, умений и навыков для решения задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сфер деятельности; - методами интерпретации документальных кинематографических текстов; - навыками использования различных форм, видов устной коммуникации на русском языке. 4. должен демонстрировать способность и готовность: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Аудиовизуальная культура. Аудиовизуальные образы в пространстве современной культуры. | ||||||
1.1. | Язык кинематографа как язык культуры | Лекции | 5 | 8 | ||
1.2. | Практические | 5 | 10 | |||
Раздел 2. Кинематографический текст и его понимание | ||||||
2.1. | Лекции | 5 | 8 | |||
2.2. | Кинематографический текст «Котёнок»: проблемы взаимоотношения человека и животных | Практические | 5 | 8 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Документальный кинематографический текст «Два детства»: тема патриотизма | ||||||
3.1. | Практические | 5 | 6 | |||
3.2. | Документальный кинематографический текст «Катастрофа»: природа и человек | Сам. работа | 5 | 41 | ОПК-8, ПК-17 | |
Раздел 4. Документальный кинематографический текст «Посторонние»: социальные проблемы современных подростков | ||||||
4.1. | Написание эссе | Экзамен | 5 | 27 | ОПК-8, ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кумбашева Ю.А. | Человек в современном мире: учебное пособие по разговорной практике: учебное пособие | М.: Флинта, 2016 // ЭБС «Лань», 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Н. В. Баско | Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся | М.: Русский язык. Курсы, 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кумбашева Ю.А. | Экономические и социальные проблемы России. Учебник для студентов-иностранцев: учебник | М.: Флинта, 2016 / ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.mosfilm.ru | www.mosfilm.ru | ||
Э2 | www.ivi.ru | www.ivi.ru | ||
Э3 | www.soyzmult.ru | www.soyzmult.ru | ||
Э4 | http://www.le-russe.net/films-russes-en-russe.php | www.le-russe.net | ||
Э5 | http://www.zlat.spb.ru/catalog5_5_138.html | www.zlat.spb.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
отсутствует Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
отсутствует |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Содержание дисциплины Тема 1. Аудиовизуальная культура. Аудиовизуальные образы в пространстве современной культуры. Аудиовизуальная культура. Роль аудиовизуальной информации в современном социально-культурном пространстве. Понятие аудиовизуальной культуры личности как компонента общей культуры. Структура аудиовизуальной культуры личности и уровни ее развития. Культура как содержащая взгляды, убеждения, мнения, идеи, идеологии, способы понимания мира, действенные в силу того, что они активно разделяются или пассивно принимаются большинством людей, составляющих то или иное общество. Культура как основа функционирования общества, культурные изменения – как основа социальных изменений. Культурная репрезентация как осмысление всех и любых фактов, явлений, событий. Аудиовизуальные образы как инструменты создания культурных репрезентаций. Тема 2. Язык кинематографа как язык культуры. Искусство как универсальный язык культуры, способ отражения социальной реальности и инструмент ее конструирования, средство создания культурных репрезентаций. Кинематограф как язык культуры и специфика языка кино. Специфические характеристики массового искусства. Массовый кинематограф – особенности киноязыка. Массовый кинематограф как средство создания культурных репрезентаций. Тема 3. Кинематографический текст и его понимание. Произведение киноискусства как текст. Зависимость возможности понимания, интерпретации, использования кинематографа как языка культуры от степени освоения его человеком в ходе образования и воспитания. Проблема понимания кинематографического текста, как основанная на сходстве кинематографической и жизненной реальностей. Формирование аудиовизуальной культуры личности как обучение умению читать и интерпретировать кинематографический текст. Проблема смысла кинематографического текста – единственного или множественного. Интерпретация кинематографического текста как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, как поиск значений, заложенных в буквальном значении. Тема 4. Кинематографический текст «Котенок»: проблемы взаимоотношения человека и животных Лингвострановедческий комментарий. Проблемы отношения людей к животным в современном обществе. Обсуждение лексики изучаемого кинематографического текста, а также выражений, присущих разговорной речи. Просмотр кинематографического текста «Котенок». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Специфические особенности «языка» данного текста. Тема 5. Кинематографический текст «Два детства»: тема патриотизма Лингвострановедческий комментарий. Наблюдение за жизнью старшеклассников в канун юбилея Великой Победы. Обсуждение лексики изучаемого кинематографического текста, а также специфических выражений, используемых в фильме. Просмотр кинематографического текста «Два детства». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Описание внешности и характера героев, изменившихся до и после празднования Дня Победы. Сопоставительный анализ героев, их поступков и речевых оборотов. Анализ сцен из фильма. Тема 6. Документальный кинематографический текст «Катастрофа»: природа и человек Лингвострановедческий комментарий. Природа и человек: проблемы взаимодействия, взаимовлияния и взаиморазрушения. В 2009 году на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции произошла одна из крупнейших в мире техногенных катастроф, которая унесла жизни 75 человек. Авария показала, что советское наследие еще прочно сидит в головах людей, многие из которых живут прошлым и боятся будущего. Износ оборудования, отсталость технологий, коррупция, продажный суд, пропаганда, основанная на культе "обратно в СССР", предвещают новые техногенные катастрофы. Просмотр кинематографического текста «Катастрофа». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Тема 7. Документальный кинематографический текст «Посторонние»: социальные проблемы современных подростков Лингвострановедческий комментарий. В Екатеринбурге есть район, где большая часть жителей - приезжие из ближнего зарубежья. О подростках, которые живут и учатся в этом районе. Межличностные и межнациональные конфликты. Просмотр кинематографического текста «Посторонние». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Идиоматические конструкции как способ понимания кинематографического текста. Социальный статус человека: особенности и проблемы. Характеристика отношений в современной семье. Поведение и отношение родителей и подростков. |