МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аудирование документальных фильмов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Аудирование документальных фильмов

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата) от 07.08.2014 №940

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является приобретение иностранными студентами знаний и умений, овладение навыками, позволяющими осуществлять эффективное общение на русском языке и формированию и развитию аудиовизуальной культуры члена современного общества, а результатом этих процессов является всесторонне развитая, профессионально сформированная личность.

2. Задачи дисциплины
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
1. формирование представлений о сущности аудиовизуальных образов, их месте в пространстве современной культуры;
2. повышение уровня знаний в области русского языка кинематографа как языка культуры, в том числе специфики языка документального кинематографа;
3. формирование и развитие знаний и навыков в области понимания документальных кинематографических текстов, овладение методами их интерпретации;
4. повышение уровня страноведческих знаний у иностранных студентов, позволяющего высказать и суметь отстоять свою точку зрения в процессе межкультурного общения;
5. способствование пониманию основных особенностей русского языка и овладению умением включать их элементы в процесс коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения
ПК-17 способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. должен знать:
- сущности аудиовизуальных образов, их месте в пространстве современной культуры
- сущность и структуру аудиовизуальной культуры личности, уровни ее развития; специфику киноязыка как языка культуры;
- методы интерпретации документального кинематографического текста;
- способы извлечения страноведческих знаний из документального кинематографического текста;
- понятийный аппарат данной дисциплины.
3.2.Уметь:
3.2.1.2. должен уметь:
- адекватно воспринимать русскоязычный текст фильма;
- составить и высказать мнение о содержании, истории создания и значимости документального фильма;
- использовать полученные в результате просмотра фильма фоновые знания в процессе общения на русском языке.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.3. должен владеть:
- достаточным уровнем знаний, умений и навыков для решения задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сфер деятельности;
- методами интерпретации документальных кинематографических текстов;
- навыками использования различных форм, видов устной коммуникации на русском языке.

4. должен демонстрировать способность и готовность:
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Аудиовизуальная культура. Аудиовизуальные образы в пространстве современной культуры.
1.1. Язык кинематографа как язык культуры Лекции 5 8
1.2. Практические 5 10
Раздел 2. Кинематографический текст и его понимание
2.1. Лекции 5 8
2.2. Кинематографический текст «Котёнок»: проблемы взаимоотношения человека и животных Практические 5 8 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Документальный кинематографический текст «Два детства»: тема патриотизма
3.1. Практические 5 6
3.2. Документальный кинематографический текст «Катастрофа»: природа и человек Сам. работа 5 41 ОПК-8, ПК-17
Раздел 4. Документальный кинематографический текст «Посторонние»: социальные проблемы современных подростков
4.1. Написание эссе Экзамен 5 27 ОПК-8, ПК-17 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кумбашева Ю.А. Человек в современном мире: учебное пособие по разговорной практике: учебное пособие М.: Флинта, 2016 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Н. В. Баско Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся М.: Русский язык. Курсы, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кумбашева Ю.А. Экономические и социальные проблемы России. Учебник для студентов-иностранцев: учебник М.: Флинта, 2016 / ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.mosfilm.ru www.mosfilm.ru
Э2 www.ivi.ru www.ivi.ru
Э3 www.soyzmult.ru www.soyzmult.ru
Э4 http://www.le-russe.net/films-russes-en-russe.php www.le-russe.net
Э5 http://www.zlat.spb.ru/catalog5_5_138.html www.zlat.spb.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
отсутствует
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
отсутствует

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание дисциплины

Тема 1. Аудиовизуальная культура. Аудиовизуальные образы в пространстве современной культуры.

Аудиовизуальная культура. Роль аудиовизуальной информации в современном социально-культурном пространстве. Понятие аудиовизуальной культуры личности как компонента общей культуры. Структура аудиовизуальной культуры личности и уровни ее развития. Культура как содержащая взгляды, убеждения, мнения, идеи, идеологии, способы понимания мира, действенные в силу того, что они активно разделяются или пассивно принимаются большинством людей, составляющих то или иное общество. Культура как основа функционирования общества, культурные изменения – как основа социальных изменений. Культурная репрезентация как осмысление всех и любых фактов, явлений, событий. Аудиовизуальные образы как инструменты создания культурных репрезентаций.

Тема 2. Язык кинематографа как язык культуры.
Искусство как универсальный язык культуры, способ отражения социальной реальности и инструмент ее конструирования, средство создания культурных репрезентаций. Кинематограф как язык культуры и специфика языка кино. Специфические характеристики массового искусства. Массовый кинематограф – особенности киноязыка. Массовый кинематограф как средство создания культурных репрезентаций.

Тема 3. Кинематографический текст и его понимание.
Произведение киноискусства как текст. Зависимость возможности понимания, интерпретации, использования кинематографа как языка культуры от степени освоения его человеком в ходе образования и воспитания. Проблема понимания кинематографического текста, как основанная на сходстве кинематографической и жизненной реальностей. Формирование аудиовизуальной культуры личности как обучение умению читать и интерпретировать кинематографический текст. Проблема смысла кинематографического текста – единственного или множественного. Интерпретация кинематографического текста как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, как поиск значений, заложенных в буквальном значении.

Тема 4. Кинематографический текст «Котенок»: проблемы взаимоотношения человека и животных
Лингвострановедческий комментарий. Проблемы отношения людей к животным в современном обществе. Обсуждение лексики изучаемого кинематографического текста, а также выражений, присущих разговорной речи. Просмотр кинематографического текста «Котенок». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Специфические особенности «языка» данного текста.

Тема 5. Кинематографический текст «Два детства»: тема патриотизма

Лингвострановедческий комментарий. Наблюдение за жизнью старшеклассников в канун юбилея Великой Победы. Обсуждение лексики изучаемого кинематографического текста, а также специфических выражений, используемых в фильме. Просмотр кинематографического текста «Два детства». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Описание внешности и характера героев, изменившихся до и после празднования Дня Победы. Сопоставительный анализ героев, их поступков и речевых оборотов. Анализ сцен из фильма.

Тема 6. Документальный кинематографический текст «Катастрофа»: природа и человек

Лингвострановедческий комментарий. Природа и человек: проблемы взаимодействия, взаимовлияния и взаиморазрушения. В 2009 году на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции произошла одна из крупнейших в мире техногенных катастроф, которая унесла жизни 75 человек. Авария показала, что советское наследие еще прочно сидит в головах людей, многие из которых живут прошлым и боятся будущего. Износ оборудования, отсталость технологий, коррупция, продажный суд, пропаганда, основанная на культе "обратно в СССР", предвещают новые техногенные катастрофы. Просмотр кинематографического текста «Катастрофа». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем.

Тема 7. Документальный кинематографический текст «Посторонние»: социальные проблемы современных подростков

Лингвострановедческий комментарий. В Екатеринбурге есть район, где большая часть жителей - приезжие из ближнего зарубежья. О подростках, которые живут и учатся в этом районе. Межличностные и межнациональные конфликты. Просмотр кинематографического текста «Посторонние». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Идиоматические конструкции как способ понимания кинематографического текста. Социальный статус человека: особенности и проблемы. Характеристика отношений в современной семье. Поведение и отношение родителей и подростков.