МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аудирование научных лингвистических текстов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Титова М.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Аудирование научных лингвистических текстов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Дмитриева Л.М.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Дмитриева Л.М.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является:
-расширение и углубление знаний русского языка в области учебно-профессиональной и научной сферах общения;
-расширенное изучение синтаксиса научного текста;
-расширенное изучение теории научного текста;
-дальнейшее развитие и совершенствование языковых навыков, используемых в учебно-профессиональной и научной сферах общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-17: способностью оценивать качество исследования в своей предметной области, соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования
ПК-18: владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Студент должен знать:
1.особенности функционирования отдельных частей речи в научном стиле речи, характерные для него типы словообразовательных моделей существительного и прилагательного;
2.способы выражения различных смысловых отношений в простом предложении, в сложном предложении, в сверхфразовом единстве, в тексте;
3.правила построения и трансформации научного текста.
3.2.Уметь:
3.2.1.Студент должен уметь:
- извлекать информацию из прослушанных текстов;
- вычленять новую информацию при сопоставлении текстов;
- комбинировать информативный материал прослушанных текстов;
- воспринимать монологические и диалогические тексты (включая обсуждение и дискуссию)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Студент должен получить опыт деятельности:
-репродуцировать информативное содержание текста в письменной и устной (монолог-воспроизведение, монолог-сообщение с опорой на текстовый материал) форме;
-составлять тексты по аналогии;
-продуцировать текст – тематическое и проблемное описание научного текста;
-производить свертывание информации текста, тезирование;
-производить развертывание текста (составление текста на базе предложенных текстов);
-комбинировать информативный материал текстов (составление реферата по изученному материалу);
-комментировать тексты (продуцировать письменное монологическое высказывание с включением оценочной части, критический обзор нескольких источников);
-рецензировать (передавать информативное содержание текста-источника с оценкой позиции автора текста).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лингвистика как наука
1.1. Лабораторные 8 4 ОПК-17 Л1.2
1.2. Развитие умения восприятия на слух, узнавания фонем, слов, грамматических конструкций; Сам. работа 8 6 Л2.1
Раздел 2. Научный стиль изложения: особенности и характерные черты.Грамматика и синтаксис научного стиля.
2.1. Лабораторные 8 4 ОПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Сам. работа 8 6 Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Классическая русская лингвистика: конец XIX - XX век. Основные направления исследований.
3.1. Лабораторные 8 8 ОПК-17 Л1.1
3.2. Развитие навыка вычленения значимой информации на слух; распознавание сложных синтаксических конструкций, характерных для научного стиля. Сам. работа 8 12 Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Русская лингвистика: конец XX - начало XXI века: тенденции и перспективы.
4.1. Лабораторные 8 8 ОПК-17 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Сам. работа 8 12 Л1.1
Раздел 5. Проблемы современной лингвистики.
5.1. Лабораторные 8 8 ОПК-17 Л1.1, Л1.2
5.2. Сам. работа 8 13 Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.3. Экзамен 8 27 ОПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС по дисциплине имеется в Приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Величко, Л. П. Юдина Русский в текстах о филологии: пособие для иностр. учащихся М.: Русский язык. Курсы, 2008
Л1.2 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/84332
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юдина А.Д. Наука без границ. Учебное пособие : учебное пособие М.: Флинта, 2004 // ЭБС «Лань», 2018, 2018 https://e.lanbook.com/book/109601
Л2.2 Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Синтаксис. Ч.2.: СПб.: "Златоуст", 2011
Л2.3 Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология. Ч.1.: сборник упражнений СПб.: Златоуст, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Золотой Фонд лекций Русского мира http://russianlectures.ru/ru
Э2 Программа "Золотые лекции Русского мира" http://www.russkiymir.ru/media/radio2/programs/the-program-golden-lecture-of-the-russian-world
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Итоговая аттестация студента заключается в подготовке презентации по теме и подготовке реферата по выбранной теме.