МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретические основы органической химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теоретические основы органической химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, связанных со способностью в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта, творческому анализу своих возможностей, владению основами теории фундаментальных разделов химии, пониманию теоретических основ современной органической химии, что способствует формированию глубокого понимания взаимосвязей между строением органических соединений и их реакционной способностью для последующего применения полученных знаний и навыков при освоении общепрофессиональных и специальных дисциплин химического профиля подготовки и при выполнении различных видов работ в профессиональной сфере деятельности, включая научно-исследовательские и педагогические.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-3 владением системой фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, формами и методами научного познания
ПК-4 способностью применять основные естественнонаучные законы при обсуждении полученных результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы органической химии и способы их использования при решении конкретных химических и материаловедческих задач;
- формулировки основных терминов, свойств молекул и частиц, теоретических обоснований механизмов реакций в органическом синтезе и закономерности химических наук.
3.2.Уметь:
3.2.1.-составлять схемы органических реакций, писать их механизмы и решать типовые задачи с учетом основных понятий и общих закономерностей, формулируемых в рамках базовых химических дисциплин;
-применять знания общих и специфических закономерностей протекания органических реакций при решении профессиональных задач;
- объяснять использование навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения и доказательства для обоснования механизма органической реакции и прогнозирования возможных направлений превращений, планировать синтез и исследование свойств низко- и высокомолекулярных органических соединений различных классов с использованием представлений о механизмах органических реакций;
- собирать, систематизировать и анализировать научную литературу по заданной теме, а также применить их в ходе разбора конкретных ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования теоретических основ органической химии при решении конкретных синтетических задач;
- навыки работы, как с учебной литературой, так специальной научно-технической информацией и результатами отдельных этапов работ с учетом теоретических основ традиционных и современных подходов к интерпретации механизмов химических превращений;
- анализа, сравнения, обобщения и доказательства и их применения для систематизации знаний теоретических основ органической химии и прогнозирования возможных направлений превращений в результате органического синтеза,
навыками использования основных теоретических представлений о механизмах для интерпретации результатов синтеза и исследования свойств низко- и высокомолекулярных органических соединений различных классов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Строение и реакционная способность органических соединений
1.1. Локализованная химическая связь Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.2. Локализованная химическая связь Практические 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.3. Локализованная химическая связь Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.4. Делокализованная химическая связь Лекции 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.5. Делокализованная химическая связь Практические 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.6. Делокализованная химическая связь Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.7. Кислоты и основания Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Кислоты и основания Практические 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Кислоты и основания Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Интермедиаты Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Интермедиаты Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Карбкатионы Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Карбкатионы Практические 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Карбкатионы Сам. работа 7 9 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.15. Карбанионы Практические 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.16. Карбанионы Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.17. Карбанионы Сам. работа 7 9 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.18. Радикалы. Карбены Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.19. Радикалы. Карбены Практические 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.20. Радикалы. Карбены Сам. работа 7 9 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций
2.1. Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций Практические 7 6 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций Сам. работа 7 9 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Реакции замещения Лекции 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Реакции замещения Практические 7 6 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.6. Реакции замещения Сам. работа 7 9 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.7. Реакции присоединения по кратным связям и элиминирования Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.8. Реакции присоединения по кратным связям и элиминирования Практические 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.9. Реакции присоединения по кратным связям и элиминирования Сам. работа 7 10 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.10. Таутомерия и двойственная реакционная способность Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.11. Таутомерия и двойственная реакционная способность Практические 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.12. Таутомерия и двойственная реакционная способность Сам. работа 7 12 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.13. Особенности перециклических реакций Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.7
2.14. Особенности перециклических реакций Практические 7 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.7
2.15. Особенности перециклических реакций Сам. работа 7 14 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.7
2.16. Перегруппировки Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.17. Перегруппировки Практические 7 6 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.18. Перегруппировки Сам. работа 7 14 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для практических занятий приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Реутов А.О., Курц А.Л., Бутин К.П. Органическая химия. В 4 частях.: учебник для вузов М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кери Ф., Сандберг Р. Углубленный курс органической химии: учебник для вузов М.: Химия, 1981
Л2.2 Марч Дж. Органическая химия. Реакции, механизмы и структуры: учебник для вузов М.: Мир, 1987
Л2.3 Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии: монография М.: Химия, 1991
Л2.4 Потапов В.М. Стереохимия: учебное пособие для вузов М.: Химия, 1988
Л2.5 Ингольд К. Теоретические основы органической химии: , 1973
Л2.6 Днепровский А.С., Темникова Т.И. Теоретические основы органической химии: , 1991
Л2.7 Травень В.Ф. Электронная структура и свойства органических соединений: , 1989
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы вMoodle "Теоретические основы органической химии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
- Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Курс "Теоретические основы органической химии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1240

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приведены в приложении.