МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История повседневности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 195 195 195 195
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Степанская Алла Георгиевна

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева Ирина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
История повседневности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – подготовка специалистов, обладающих профессиональными знаниями в области повседневной культуры и владеющих методикой и практическими навыками прикладных и историко-теоретических исследований.
Задачи:
– охарактеризовать последовательность основных разделов предмета «История повседневности»
– научить студентов самостоятельно ориентироваться в потоке историко-теоретической информации, в области элементарных норм концептуального и понятийного аппарата, как современной отечественной, так и зарубежной культурологической и исторической науки
– познакомить студентов с теоретическими и методологическими проблемами культуры повседневности;
– раскрыть закономерности развития культуры, показать характерные особенности и отличия одной культуры от другой.
Последовательное решение этих задач осуществляется путем получения систематических знаний из курса лекций, отражающих проблемы теоретического и практического курса культуры повседневности зарубежных стран и России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ПК-1 Способностью владеть теоретическими и историческими основами, методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России
- основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории для формирования патриотизма и гражданской позиции
- методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурологии
- категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, практик, процессов и критически осмысливать полученные знания
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать и оценивать факторы и механизмы исторических изменений
- критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию
- применять базовые понятия для построения теоретических моделей в элементарных исследованиях по культурологии
- критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- имеет навыки анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества для формирования гражданской позиции
- имеет навыки уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России
- владеет базовыми понятиями культурологии, навыками работы по изучению основных культурных форм
- имеет навыки построения и реализации методологии современной науки о культуре

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие культуры повседневности и его составляющие
1.1. Культура повседневности как научное направление. Методология и методы изучения культуры повседневности Лекции 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.2. Механизмы формирования и динамики культуры повседневности Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Механизмы формирования и динамики культуры повседневности Сам. работа 4 8 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.5. Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.6. Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности Лекции 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.7. Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.8. Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. Сам. работа 4 8 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.9. Характеристика основных школ и концепций изучения ментальностей и коллективного поведения в контексте истории культуры повседневности Лекции 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.10. Возможности изучения культуры повседневности средствами исторического краеведения и микроистории. Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. История русской повседневности
2.1. История повседневной культуры Древней Руси Лекции 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.2. История повседневной культуры Древней Руси Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.3. История повседневной культуры Древней Руси Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.4. История повседневной культуры Средневековой Руси Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.5. История повседневной культуры Средневековой Руси Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.6. История русской повседневности XVIII века Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.7. История русской повседневности XVIII века Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. История русской повседневности XIХ века Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.9. История русской повседневности XIХ века Практические 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.10. История русской повседневности XIХ века Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.11. История русской повседневности ХХ века Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.12. История русской повседневности ХХ века Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.13. История русской повседневности ХХ века Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Специфика повседневной культуры в локально-историческом контексте
3.1. История первобытной культура Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.2. История первобытной культура Сам. работа 4 28 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.3. История повседневности Греции и Рима в эпоху античности Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. История повседневности Греции и Рима в эпоху античности Практические 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. История повседневности Греции и Рима в эпоху античности Сам. работа 4 31 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. История культуры повседневности Древнего Востока: культура Древней Месопотамии и культура Древнего Египта Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.7. История культуры повседневности Древнего Востока: культура Древней Месопотамии и культура Древнего Египта Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.8. История повседневной культура и быт европейских народов в эпоху Возрождения Сам. работа 4 12 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.9. История культуры повседневности Европейского средневековья Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.10. История культуры и быта населения Западной и Центральной Европы в Новое и Новейшее время (конец ХVШ–ХХ вв.) Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.11. Соотношение и взаимодействие культуры повседневности с народной и массовой культурой. Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.12. Экзамен 4 9 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены письменные работы по темам:
Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры
Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Большакова В.Г. История культуры повседневности: Учебное пособие М.: Проспект // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2016 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от Античности до ХХ века: Учебное пособие М.: Согласие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.2 Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России: Учебное пособие Оренбург: Оренбургский государственный университет// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.3 Лушникова А.В. История материальной культуры: учебное пособие, Ч. 1: Учебное пособие Челябинск: ЧГАКИ, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Забылин М.М. Старинный быт: сторительство и убранство дома, быт, костюм, травник, русский стол, музыка.: М.: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. И. В. Шестакова Типология культуры: метод. указания для студентов фак. искусств/ АлтГУ, Каф. теории искусства и культурологии, Фак. искусств; [сост. И. В. Шестакова].- : метод. указания для студентов фак. искусств Барнаул : Изд-во АлтГУ, , 2009.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Культура повседневности lomonosov-fund.ru
Э2 Культура повседневности megaobuchalka.ru
Э3 Лекции по истории культуры повседневности www.twirpx.com
Э4 Культура и традиции www.vtourisme.com
Э5 Курс в Moodle "История повседневности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение