МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методические основы научного исследования в сфере искусства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, профессор, А.Л. Усанова

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Методические основы научного исследования в сфере искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. N 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины "Методические основы научного знания в сфере искусства" - систематическое изложение основных исследовательских методов и подходов, выработанных искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины и имеющихся в арсенале этой науки на рубеже XX-XXI вв.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ, в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-5: способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- важнейшие концепты методологии искусствознания в историческом контексте;
- современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в учебном процессе и педагогической деятельности, пропаганде художественного наследия;
- место истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания;
- сущность взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применить знание методологии искусствознания в своей научно-исследовательской работе;
- использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ;
- анализировать и объяснять с методологических позиций историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства;
- самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширяющие и углубляющие научное мировоззрение;
- применять современные методы и методики как в самостоятельных научно-исследовательских работах, так и в соответствии с профилем ООП магистратуры;
- готовить аналитическую информацию (с учётом историко-культурного, искусствоведческого, художественного и цивилизационного контекста) для взаимодействия с структурами государственной власти;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа и атрибуции памятников искусства в соответствии с разными методологическими подходами;
- методами критического анализа собственной научной и прикладной деятельности;
- методами анализа, синтеза и критического осмысления информации на основе комплексных научных методов;
- навыками анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;
- навыками подготовки и проведения научных семинаров, конференций, подготовки и редактирования научных публикаций;
- методами экспертно-аналитической работы при разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, так же связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением, изучением и пропагандой художественного наследия в деятельности различных социальных институтов и масс-медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания
1.1. Первоначальный период (Античность и Средние века) Лекции 1 1 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
1.2. Эпоха Возрождения и Вазари Сам. работа 1 18 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
1.3. Барокко и классицизм в истории искусствознания. Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана) Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
1.4. Особенности анализа 4 2 2 1//2 14 событий художественно-эстетического содержания и направленности Лекции 1 1 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
1.5. Искусствознание в пределах всеобщей истории Сам. работа 1 10 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
Раздел 2. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII – XIX вв.
2.1. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII -XVIII вв. Лекции 1 1 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
2.2. Проработка лекций Сам. работа 1 14 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
2.3. Искусствоведческая мысль в русской культуре XIX в. Практические 1 1 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
2.4. Специфика психолого-педагогических и социологических исследований в области искусства и художественного образования Сам. работа 1 14 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
Раздел 3. Анализ формы (морфология искусства)
3.1. Формально-стилистический метод. Структурный анализ в искусствознании Лекции 1 1 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
3.2. Иконология Э. Панофского, Э. Гомбриха, иконология в понимании Г. Зедльмайра и В. Хофманна (иконологический метод применительно к постклассическому искусству 19-20 вв.) Практические 1 1 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
3.3. Альтернативные теории художественной формы и формально-стилистические методики Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
3.4. Венская школа искусствознания. Традиции английского и французского формализма Практические 1 1 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
3.5. Концепции А. Ригля и М. Дворжака Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
3.6. Иконология. Герменевтика искусства как современная форма содержательного подхода (опыт преодоления неоплатонических тенденций иконологии) Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
3.7. Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю. Лотман. Б. Успенский Сам. работа 1 6 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
3.8. Семиотика в искусствознании Практические 1 1 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
3.9. Психологические, социологические, религиозные подходы к искусству. Проблемы анализа и интерпретации Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
3.10. Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю. Лотман. Б. Успенский Сам. работа 1 2 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
3.11. Подходы художественной критики в изучении произведений искусства. Литературные формы (жанр эссеизма) Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС в приложении к РПД
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов Н.А., Круглов Д.В., Кораблева О.Н. Методология научных исследований : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F0FA3980-716C-49E0-81F8-9E97FEFC1F96
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства : учебное пособие СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013
Л2.2 Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/book/istoriya-i-metodologiya-nauki-412991
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, ФМКФиП, Каф. социальной философии, онтологии и теории познания История и философия науки (социально-гуманитарные науки): учеб.-метод. комплекс Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/640
Л3.2 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отечеств. и зарубеж. искусства Актуальные проблемы методологии истории искусства: раб. прогр. дисциплины Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1614
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА http://iskunstvo.info/materials/art/4/3kursvanejanmetod.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.