МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы андрогогики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы андрогогики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.на основе изучения современной концепции образования взрослых заложить фундамент системы знаний о теории обучения взрослых; сформировать первоначальные навыки проведения занятий со взрослыми с применением современных методов организации учебной деятельности; способствовать осознанному и адекватному внешним условиям выбору магистрантами соответствующей андрагогической позиции

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику организации образовательного процесса;
- ведущие тенденции развития образования взрослых;
- приоритеты государственной политики в области образования взрослых;
- андрагогические основы обучения;
- основы структурирования учебного материала в соответствии с целями обучения;
- принципы и правила составления учебно-методического комплекса для взрослых;
- характеристики технологии обучения взрослых;
- процессы активизации и интенсификации учебно-познавательной деятельности взрослого.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оперировать андрагогическими категориями;
- самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения;
- планировать мероприятия по организации учебного процесса взрослых обучающихся;
- применять технологию обучения взрослых;
- публично представить собственные научные результаты;
- различным образом представлять и адаптировать специальные знания с учетом уровня аудитории, в том числе в проблемно-задачной форме;
- организовывать самостоятельную работу обучающихся;
- разработать процессуальную сторону обучения и определить тип коммуникативного взаимодействия;
- выбрать процедуру контроля и оценки качества усвоения учебного материала и коррекции учебной деятельности;
- извлекать актуальную андрагогическую информацию из электронных библиотек, реферативных журналов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основными методами и приемами обучения взрослых и организации самостоятельной работы;
- способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции;
- навыками организации и планирования самостоятельной научно-исследовательской работы;
- навыками и приемами принятия решений по организации учебного процесса взрослых обучающихся;
- приемами извлечения актуальной научной информации из электронных библиотек, реферативных журналов;
- методами преподавания и формирования учебного материала;
- основными методами научно-педагогического исследования;
- уверенно технологией обучения взрослых.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы андрагогики
1.1. Предметная область андрагогики Лекции 5 2 ОК-6, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.2. Взрослый человек как субъект образования Практические 5 2 ОК-6, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.3. Дидактические основы обучения взрослых Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Модели обучения
2.1. Педагогическая и андрагогическая модели обучения Лекции 5 1 ОК-6, ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.2. Модели деятельности преподавателя-андрагога и взрослого обучающегося Практические 5 2 ОК-6, ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.3. Андрагог в системе образования взрослых Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Психологические принципы обучения взрослых
3.1. Принципы динамического обучения Лекции 5 1 ОК-6, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.2. Модель динамического обучения Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.3. Избегание стресса и страха Сам. работа 5 18 ОК-6, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.4. Зачет 5 0 ОК-6, ПК-12 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Т. Громкова Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115183
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. И. Змеев Технология обучения взрослых: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы андрагогики Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Основы андрагогики ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Основы андрагогики Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.