МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный медиатекст

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильМенеджмент стратегических коммуникаций в рекламе и связях с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_МСК-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Валюлина Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., Директор ИП Веб+, Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Современный медиатекст

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить особенности современного медиатекста; Формирование у студентов базовых представлений о практике работы с текстами на различных медийных платформах;
Развитие навыков работы с источниками информации, сбора, анализа, структурирования информации при подготовке материалов для печатных СМИ, ТВ, радио и Интернет-изданий;
Формирование базовых умений по созданию информационных и иных текстовых материалов.
Формирование навыков индивидуальной и групповой работы надт текстами.
Задачи, решаемые в процессе теоретических занятий, сводятся к приобретению студентами следующих знаний:
а) основных закономерностей, стадий и этапов творческого процесса;
б) действий, совершаемых автором медиатекста в ходе творческого акта;
в) методов и приемов осуществления профессиональных действий автора медиатекста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1.1 Знает особенности всех этапов и принципов производства ме-диатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникаци-онных продуктов.
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд-менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта;
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их в целях продвижения средствами стратегических коммуникаций;
ОПК-1.2 Управляет процессом подго-товки востребованных инду-стрией рекламы и связей с об-щественностью текстов и (или) иных коммуникацион-ных продуктов с учетом изме-нений норм русского (ино-странного) языков и особенностей иных знаковых систем.
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать особенности презентаций в профессионально значимых сферах;
Этапы планирования интегрированных маркетингово-коммуникационных кампаний
коммуникативно-адекватное оформление медиатекста для решения поставленных коммуникативных и когнитивных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь использовать алгоритм подготовки медиатекста в различных коммуникативных ситуациях; разрабатывать и проводить публичные презентации медиапроектов и проектов в сфере культуры создавать эффективный медиатекст использовать широкий диапазон вербальных, невербальных и технических средств для создания эффективного медиатекста использовать мультимедийные и интерактивные средства для эффективной коммуникационной кампании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками подготовки различных типов медиатекста в системе медиа-, бизнес- и социальных коммуникаций; навыками сбора и систематизации информации для решения профессиональных задач, используя мультимедийные и интерактивные средства
диапозоном вербальных и невербальных средств для создания медиатекста.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика современного медиатекста.
1.1. Основные субъекты организации современного медиатекста Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Основные субъекты организации современного медиатекста Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Основные субъекты организации современного медиатекста Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Виды и жанры современных медиатекстов. Обзор классификаций и подходов. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Виды и жанры современных медиатекстов. Обзор классификаций и подходов. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Виды и жанры современных медиатекстов. Обзор классификаций и подходов. Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Новостные тексты как «ядерная структура» для создания текстов любого уровня сложности Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Новостные тексты как «ядерная структура» для создания текстов любого уровня сложности Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Новостные тексты как «ядерная структура» для создания текстов любого уровня сложности Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Коммуникативная тактика, коммуникативный опыт, коммуникативные намерения (задачи). Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Коммуникативная тактика, коммуникативный опыт, коммуникативные намерения (задачи). Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Коммуникативная тактика, коммуникативный опыт, коммуникативные намерения (задачи). Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Понятие и основные принципы рерайта текстов Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Понятие и основные принципы рерайта текстов Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Понятие и основные принципы рерайта текстов Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Типология современного медиатекста Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Типология современного медиатекста Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Типология современного медиатекста Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Заголовки: функции, приемы создания Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Заголовки: функции, приемы создания Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Заголовки: функции, приемы создания Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.22. Основы правки медиатекстов Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.23. Основы правки медиатекстов Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.24. Основы правки медиатекстов Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.25. Медиатексты для разных платформ: общее и функциональные различия Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.26. Медиатексты для разных платформ: общее и функциональные различия Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.27. Медиатексты для разных платформ: общее и функциональные различия Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.28. Комплекс статусных и ролевых признаков автора медиатекста Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.29. Комплекс статусных и ролевых признаков автора медиатекста Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.30. Комплекс статусных и ролевых признаков автора медиатекста Сам. работа 2 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колесниченко А.В. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. ПОДГОТОВКА ТЕКСТОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Малычева Н.В. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие М. : Дашков и Ко, 2012
Л1.3 Е. П. Почкай Технология СМИ: Выразительные средства телевидения и радио: учеб. пособие для студентов фак. журналистики СПбГУ. Фак. журналистики, 2000
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воеводина, Г.А. Язык современных СМИ. Новые слова : учебное пособие Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2011 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272338
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гильдия маркетологов www.marketologi.ru
Э2 Сообщество внутренних коммуникаторов www.inside-pr.ru
Э3 профессиональный портал о PR, рекламе и маркетинге http://www.sostav.ru
Э4 курс "Современный медиатекст" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.

Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.