МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кураторство в сфере культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 195 195 195 195
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Кураторство в сфере культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск, доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск, доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: изучение студентами института кураторства, как целостного феномена, как самостоятельного вида профессиональной деятельности, направленной на оценку художественных явлений, анализ художественных, социальных и экономических процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать и осуществлять организационные и регулирующие функции в деятельности современных творческих коллективов, обеспечивающих воспроизводство социальной и культурной жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.значение термина «кураторство» и функции кураторской деятельности;
роль кураторской деятельности в современном художественном процессе;
первые проявления кураторской деятельности, как фактора развития системы современного искусства;
особенности кураторской деятельности в рамках различных художественных институций: музее, галерее, фестивалях и биеннале современного искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.типологизировать основные формы современной кураторской деятельности;
анализировать современные кураторские стратегии;
выявлять ценностные ориентиры, формирующие основные принципы кураторской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки критической деятельностьи в сфере изобразительного искусства и художественного проекта,
опыт научной деятельности в современных искусствоведческих и культурологических практиках,
опытом проектной деятельности,
навыками репрезентативной деятельности в современной художественной практике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Кураторство в сфере культуры
1.1. Музей и куратор, куратор и музей. Общая экспозиция курса Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.2. Музей и куратор, куратор и музей. Общая экспозиция курса Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Музей и куратор, куратор и музей. Презентация. Сам. работа 3 48 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Художник как куратор Лекции 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.5. Художник как куратор Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Художник как куратор современного искусства Сам. работа 3 48 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.7. Куратор на границе различных научных дисциплин и знаний. Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.8. Куратор на границе различных научных дисциплин и знаний. Сам. работа 3 48 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Куратор на границе различных научных дисциплин и знаний.
2.1. Роль куратора в контексте междисциплинарного развития науки. Современное значение понятия «куратор». Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Роль куратора в контексте междисциплинарного развития науки. Современное значение понятия «куратор». Сам. работа 3 51 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шекова Е.Л., Тульчинский Г.Л., Евланов В.Н., Новаторов Э.В. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: практикум: учебное пособие СПб.: Издательство "Лань", Издательство "ПЛАНЕТА МУЗЫКИ", 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие М.:"Планета музыки"// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л2.2 Черняева И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв.: моногорафия Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Ханс Ульрих Обрист [пер. с англ. А. Зайцева] Краткая история кураторства : М. : ООО «Ад Маргинем Пресс» // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева И.В. Менеджмент культуры: Программа и методические рекомендации Барнаул: Издательство АлтГУ , 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 справочник «Единый художественный рейтинг» Профессионального Союза художников. Artunion.ru
Э2 ежедневно на ArtPrice обновляется информация по результатам торгов более 2900 международных аукционных домов. На сайте также представлена База данных, содержащая сведения о 300.000 художниках, начиная с 4 века и до наших дней (живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляции, мультимедиа и т.д.). ArtPrice.com
Э3 аукционный портал, на котором представлена информация по результатам торгов крупнейших аукционных домов мира. Есть каталог антикварных дилеров. Invaluable.com
Э4 антикварный портал и журнал (Англия), на котором представлены каталоги крупнейших аукционных домов, горячие новости рынка, результаты торгов, индексы цен на произведения искусства, каталог европейских антикварных дилеров. AntiquesTradeGazette.com
Э5 база данных с результатами аукционных торгов и индексами цен на произведения искусства. Guidemayer
Э6 сайт, предоставляющий доступ к базе данных с индексами цен на произведения искусства Andrew Marlborough
Э7 на сайте представлена поисковая система по результатам антикварных аукционных торгов живописи и графики, скульптуры 14 - 20 вв. Индексы цен на произведения искусства FindArtInfo.com
Э8 английский сайт, предлагающих доступ к различным базам данных по искусству - каталог Аукционных Домов, индексы цен на произведения живописи, фотографии и т.д. ArtSalesIndex.co.uk
Э9 арт-гид по миру современного искусства - он-лайн галереи, биографии художников, база данных, арт-рейтинги. ArtFacts.net
Э10 арт-портал, на котором представлены галереи живописи, новостной журнал, база данных с результатами аукционных торгов и многое другое. Платная база данных с результатами аукционных торгов (представлены торги 500 аукционных домов, начиная с 1985 года, более 2,6 миллионов предметов искусства, 180000 авторов). ArtNET
Э11 платная база данных с индексами цен на произведения искусства Gabrius
Э12 база данных по международным выставкам, в том числе по тематике "Искусство и Антиквариат" (Art and Antiques). ExpoDataBase.com
Э13 арт-гид по миру современного искусства - он-лайн галереи, биографии художников, база данных, арт-рейтинги. ArtFacts.net
Э14 база данных с индексами цен на произведения искусства Gabrius
Э15 Курс "Кураторство в сфере культуры" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.