МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Арт-терапия в оказании психологической помощи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-2- 2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
преп, Прайзендорф Е.С.;Препод., Слободчикова Л.В.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доц., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Арт-терапия в оказании психологической помощи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2015 № 1043

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В., д.пс.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., д.пс.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование знаний об использовании продуктов
художественного творчества в консультативной и психотерапевтической работе с людьми
разного возраста.
В процессе лекционных и лабораторных занятий предполагается решить следующие
задачи:
1. Осветить историческую динамику и современные проблемы использования методов
арт-терапии в работе психолога;
2. Рассмотреть проблему современного состояния арт-терапии как прикладной
психотерапевтической дисциплины;
3. Дать представление об основных направлениях арт-терапевтической работы в работе
психолога;
4. Продемонстрировать различные виды арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия,
библиотерапия, музыкотерапия, куклотерапия и др.), а также основные арт-терапевтические
техники, используемые в работе психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические, методологические основания различных подходов к созданию программ, направленных на предупреждение профессиональны х рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария; теоретические, методологические основания индивидуального и группового консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать программы, направленные на предупреждение профессиональны х рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария; использовать не только традиционные, но и современные методы, позволяющие создавать программы, направленные на предупреждение профессиональны х рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария; проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, проводить психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами, позволяющими создавать программы, направленные на предупреждение профессиональны х рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария; современными и традиционными методами, позволяющими создавать программы, направленные на предупреждение профессиональны х рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологическог о инструментария.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ
1.1. Основные положения, цели и задачи терапии искусством. Введение в теорию арттерапии. Практические 1 2 ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Основные положения, цели и задачи терапии искусством. Введение в теорию арттерапии.Основные категории и история развития арт-терапевтического направления. Вклад трех научных направлений: психиатрии, психологии и искусствоведения в развитии и становлении арт-терапевтического направления. Особенности арт-терапии. Школы арттерапии. Сам. работа 1 16 ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ
2.1. Индивидуальная и групповая арт-терапия: возможности и ограничения Сам. работа 1 6 ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Основные направления в применении и виды арт-терапии. Базовые направления арттерапии: изотерапия, музыкотерапия, драматерапия, имаготерапия, библиотерапия, сказкотерапия, кинезитерапия, ландшафтнотерапия, фототерапия. Многообразие возможностей арт-терапии в образовании, культуре, коммуникации. Диагностический и терапевтический инструментарий арт-терапии. Сам. работа 1 14 ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Сказкотерапия. Библиотерапия. Изотерапия. Музыкальная терапия. Песочная терапия. Фототерапия. Практические 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Арт-терапия при работе с детьми Практические 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Арт -терапевтические техники в работе практического психолога.
3.1. Работа с зависимостями и созависимостями в арт-терапии Практические 1 2 ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Арт-терапия кризисных состояний Сам. работа 1 6 ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Арт-терапия в работе с психосоматическими расстройствами Сам. работа 1 6 ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Проект по арт-терапии Сам. работа 1 8 ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие для профессионалов Когито-Центр, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Никитин В. Н. Арт-терапия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Когито-Центр, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филиппова Е.В. - Отв. ред. ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Чиркова Ю.В., Колосова Т.А. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Арт-терапия в оказании психологической помощи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
В процессе выполнения практических заданий, которые предполагают подготовку ответа на вопрос проблемного характера, мотивирующего студента к размышлению по поводу определенной проблемы или содержат требование прокомментировать высказывание того или иного мыслителя, следует придерживаться следующего алгоритма работы:
1. Необходимо определить ключевую проблему, содержащуюся в вопросе, и сформулировать ее суть;
2. Раскрыть свое понимание (интерпретацию высказанной идеи;
3. Обосновать и аргументировать собственную точку зрения по данному вопросу.
Критерии оценивания выполненного задания:
• соответствие содержания ответа поставленному вопросу;
• использование основной и дополнительной литературы в процессе выполнения задания;
• творческая, исследовательская переработка теоретического материала;
• глубина и точность ответа на поставленный вопрос;
• ясность изложения и аргументация ответа;
• оперирование в ответе формулировками, понятиями, определениями.
Выполнение подобных дидактических задач, содержащих определенную проблемную ситуацию, требующую непосредственного разрешения, активизирует процесс мышления, побуждая к аналитической деятельности, к мобилизации знаний, умения размышлять. Вхождение в процесс поиска решения придает вновь приобретаемому знанию личностный смысл и значение, способствует переводу из мировоззренческого плана восприятия в сферу формирования внутренних убеждений и активизации принципа деятельностного отношения к действительности.
Методические указания студентам для подготовки к выполнению письменных работ
Выполнение практического задания в виде письменной работы предполагает логически-последовательное, аргументированное, систематизированное, опирающееся на знание соответствующей литературы изложение материала. Это весьма распространенная форма работа, направленная на выполнение определенной учебной задачи не всегда правильно понимается и выполняется студентами, что весьма снижает ее познавательную и образовательную эффективность.
Следует иметь в виду, что письменная работа – один из видов научно-исследовательской работы в вузе, в котором должно найти отражение следующее:
• уровень изученности темы
• навыки работы с литературными источниками;
• умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему;
• формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы.
Основная задача при написании письменной работы – наиболее полно раскрыть выбранную тему. Алгоритм выполнения задания:
1. Найдите и изучите соответствующую литературу по данной теме. Составьте список литературы по теме и проведите изначальный обзор и критический анализ литературных источников.
2. Подготовьте план-конспект последовательного логичного изложения содержания выбранной Вами темы, на основе которого следует составить план письменной работы.
Письменная работа обязательно должна иметь следующие структурные единицы:
• Титульный лист;
• План;
• Введение;
• Основное содержание работы;
• Заключение (подводятся итоги осмысления проблемы);
• Список использованной литературы (не менее 10 наименований источников, оформленный в соответствие с установленными требованиями).
Общие требования к письменной работе, выступающие основанием для определения критериев оценивания выполненной работы:
• информационная полнота, точность и объективность изложения содержания первоисточников и литературы, в которых освещаются ключевые вопросы темы;
• соответствие излагаемого содержания теме и проблематике письменной работы;
• умение выделять главное в исходных текстах, способность выражать смысл с помощью точных речевых формул, осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли; использовать языковые клише, характерные для научного стиля, полнота, доступность и ясность изложения структурных компонентов тематического содержания письменной работы;
• степень самостоятельности студента при выполнении задания;
• достаточное и необходимое использование литературы и источников;
• выполнение требований к оформлению письменной работы;
• умение связать теоретические положения с различными аспектами социальной, профессиональной, повседневной жизнедеятельности.

Методические указания студентам для подготовки к зачету.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.