Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-2- 2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 56 | 56 | 56 | 56 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., д.пс.н., проф.
1.1. | Целью дисциплины является формирование знаний об использовании продуктов художественного творчества в консультативной и психотерапевтической работе с людьми разного возраста. В процессе лекционных и лабораторных занятий предполагается решить следующие задачи: 1. Осветить историческую динамику и современные проблемы использования методов арт-терапии в работе психолога; 2. Рассмотреть проблему современного состояния арт-терапии как прикладной психотерапевтической дисциплины; 3. Дать представление об основных направлениях арт-терапевтической работы в работе психолога; 4. Продемонстрировать различные виды арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, куклотерапия и др.), а также основные арт-терапевтические техники, используемые в работе психолога. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-6 | способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария |
СПК -1 | Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические, методологические основания различных подходов к созданию программ, направленных на предупреждение профессиональны х рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария; теоретические, методологические основания индивидуального и группового консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | создавать программы, направленные на предупреждение профессиональны х рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария; использовать не только традиционные, но и современные методы, позволяющие создавать программы, направленные на предупреждение профессиональны х рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария; проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, проводить психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | приемами, позволяющими создавать программы, направленные на предупреждение профессиональны х рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария; современными и традиционными методами, позволяющими создавать программы, направленные на предупреждение профессиональны х рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологическог о инструментария. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ | ||||||
1.1. | Основные положения, цели и задачи терапии искусством. Введение в теорию арттерапии. | Практические | 1 | 2 | ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Основные положения, цели и задачи терапии искусством. Введение в теорию арттерапии.Основные категории и история развития арт-терапевтического направления. Вклад трех научных направлений: психиатрии, психологии и искусствоведения в развитии и становлении арт-терапевтического направления. Особенности арт-терапии. Школы арттерапии. | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ | ||||||
2.1. | Индивидуальная и групповая арт-терапия: возможности и ограничения | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Основные направления в применении и виды арт-терапии. Базовые направления арттерапии: изотерапия, музыкотерапия, драматерапия, имаготерапия, библиотерапия, сказкотерапия, кинезитерапия, ландшафтнотерапия, фототерапия. Многообразие возможностей арт-терапии в образовании, культуре, коммуникации. Диагностический и терапевтический инструментарий арт-терапии. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Сказкотерапия. Библиотерапия. Изотерапия. Музыкальная терапия. Песочная терапия. Фототерапия. | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
2.4. | Арт-терапия при работе с детьми | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Арт -терапевтические техники в работе практического психолога. | ||||||
3.1. | Работа с зависимостями и созависимостями в арт-терапии | Практические | 1 | 2 | ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Арт-терапия кризисных состояний | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Арт-терапия в работе с психосоматическими расстройствами | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Проект по арт-терапии | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Копытин А. И. | Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие для профессионалов | Когито-Центр, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Никитин В. Н. | Арт-терапия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Когито-Центр, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Филиппова Е.В. - Отв. ред. | ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Чиркова Ю.В., Колосова Т.А. | ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Арт-терапия в оказании психологической помощи" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
VLS mediaplayer Media Player Classic Microsoft Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий В процессе выполнения практических заданий, которые предполагают подготовку ответа на вопрос проблемного характера, мотивирующего студента к размышлению по поводу определенной проблемы или содержат требование прокомментировать высказывание того или иного мыслителя, следует придерживаться следующего алгоритма работы: 1. Необходимо определить ключевую проблему, содержащуюся в вопросе, и сформулировать ее суть; 2. Раскрыть свое понимание (интерпретацию высказанной идеи; 3. Обосновать и аргументировать собственную точку зрения по данному вопросу. Критерии оценивания выполненного задания: • соответствие содержания ответа поставленному вопросу; • использование основной и дополнительной литературы в процессе выполнения задания; • творческая, исследовательская переработка теоретического материала; • глубина и точность ответа на поставленный вопрос; • ясность изложения и аргументация ответа; • оперирование в ответе формулировками, понятиями, определениями. Выполнение подобных дидактических задач, содержащих определенную проблемную ситуацию, требующую непосредственного разрешения, активизирует процесс мышления, побуждая к аналитической деятельности, к мобилизации знаний, умения размышлять. Вхождение в процесс поиска решения придает вновь приобретаемому знанию личностный смысл и значение, способствует переводу из мировоззренческого плана восприятия в сферу формирования внутренних убеждений и активизации принципа деятельностного отношения к действительности. Методические указания студентам для подготовки к выполнению письменных работ Выполнение практического задания в виде письменной работы предполагает логически-последовательное, аргументированное, систематизированное, опирающееся на знание соответствующей литературы изложение материала. Это весьма распространенная форма работа, направленная на выполнение определенной учебной задачи не всегда правильно понимается и выполняется студентами, что весьма снижает ее познавательную и образовательную эффективность. Следует иметь в виду, что письменная работа – один из видов научно-исследовательской работы в вузе, в котором должно найти отражение следующее: • уровень изученности темы • навыки работы с литературными источниками; • умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему; • формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы. Основная задача при написании письменной работы – наиболее полно раскрыть выбранную тему. Алгоритм выполнения задания: 1. Найдите и изучите соответствующую литературу по данной теме. Составьте список литературы по теме и проведите изначальный обзор и критический анализ литературных источников. 2. Подготовьте план-конспект последовательного логичного изложения содержания выбранной Вами темы, на основе которого следует составить план письменной работы. Письменная работа обязательно должна иметь следующие структурные единицы: • Титульный лист; • План; • Введение; • Основное содержание работы; • Заключение (подводятся итоги осмысления проблемы); • Список использованной литературы (не менее 10 наименований источников, оформленный в соответствие с установленными требованиями). Общие требования к письменной работе, выступающие основанием для определения критериев оценивания выполненной работы: • информационная полнота, точность и объективность изложения содержания первоисточников и литературы, в которых освещаются ключевые вопросы темы; • соответствие излагаемого содержания теме и проблематике письменной работы; • умение выделять главное в исходных текстах, способность выражать смысл с помощью точных речевых формул, осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли; использовать языковые клише, характерные для научного стиля, полнота, доступность и ясность изложения структурных компонентов тематического содержания письменной работы; • степень самостоятельности студента при выполнении задания; • достаточное и необходимое использование литературы и источников; • выполнение требований к оформлению письменной работы; • умение связать теоретические положения с различными аспектами социальной, профессиональной, повседневной жизнедеятельности. Методические указания студентам для подготовки к зачету. Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. |