МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана культурного и природного наследия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 195 195 195 195
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Охрана культурного и природного наследия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов представление о ценности природного и культурного наследия как основы духовного и интеллектуального потенциала России и подготовить студентов к дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в сфере изучения, сохранения, популяризации природного и историко-культурного наследия и включения его в современную культуру.
Задачи курса:
•рассмотреть особенности прикладной культурологии, с учетом её интегративного и практического характера;
•обозначить специфику экологии культуры как междисциплинарной научной отрасли прикладной культурологии;
•рассмотреть понятие «наследие» в контексте представлений о культуре в целом, определить роль наследия в системе культуры, рассмотреть специфику природного и культурного наследия;
•изучить историю охраны памятников природного и культурного наследия в России;
•познакомить студентов с нормативной базой охранного дела в России;
•дать представление о современных междисциплинарных подходах к изучению наследия;
•мотивировать студентов к изучению регионального наследия и очертить круг проблем по охране наследия Сибири;
•обозначить возможные направления дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в деле изучения, сохранения, популяризации природного и культурного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: Способен формулировать цели и задачии, связанные с реализацией организационно-управленческих функций; принимать управленческие решения в сфере музейной деятельности, в сфере культурно-просветительской деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю охраны памятников в России,
- современную нормативную базу,
- проблемы сохранения культурного наследия,
- современные концепциии наследия,
- культурное наследие региона и проблемы его включения в современное культурное пространство;
- ключевые понятия, имеющие отношение к изучаемой дисциплине;
- основные этапы охраны памятников в России;
- роль ведущих музеев и других культурных учреждений в сохранении культурного наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться в современных концепциях наследия;
- понимать специфику и уникальность регионального достояния;
- анализировать культурную политику России прошлых эпох и современности; давать оценку природному и культурному наследию как важнейшему ресурсу, определяющему социально-экономическое и социокультурное развитие России;
- применить полученные в ходе данного, а также других учебных курсов знания, умения и навыки для разработки собственного проекта, связанного с изучением, сохранением и популяризацией наследия; разрабатывать, презентовать, аргументировать и воплотить в жизнь собственный проект;
- выявлять междисциплинарные связи, определяющие сущность и перспективы экологии культуры; применить знания, умения и навыки при комплексном, всестороннем, междисциплинарном изучении современного природного и культурного наследия;
- рассмотреть наследие как условие развития личности и основу формирования новых поколений, определяющих будущее России; осознавать значение наследия в контексте социально значимых процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеет системой базовых знаний, касающихся специфики экологии культуры и сферы охраны наследия;
- владеет междисциплинарным терминологическим аппаратом экологии культуры;
- владеет системой фундаментальных знаний в области теории и истории природного и культурного наследия, а также систему представлений о роли наследия в социально значимых процессах;
- владеет междисциплинарными методологическими подходами, интегрирующими достижения социальных, гуманитарных и прикладных наук, рассматривая различные виды наследия; навыками анализа социальных и культурных процессов;
- владеет аналитическим мышлением в проектной деятельности; навыками оценки уже созданных авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру;
- владеет методологическими принципами современных междисциплинарных подходов при оценке уникальности и ценности природного и культурного наследия России и Сибири;
- владеет новейшими методиками и навыками разработки новых авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру;
- владеет представлениями о состоянии нормативной базы охранного дела в России;
навыками оценки современной культурной политики и нормативно-законодательной базы в сфере охраны наследия;
- владеет практическими механизмами реализации направлений государственной политики, связанной с проблемами наследия;
- владеет осознанием актуальности проблемы охраны памятников наследия, а также готовностью к внесению собственного вклада в реализацию направлений государственной культурной политики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология культуры.
1.1. Прикладная культурология: специфика, структура, основные понятия. Экология культуры как раздел прикладной культурологии. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.2. Прикладная культурология: специфика, структура, основные понятия. Экология культуры как раздел прикладной культурологии. Сам. работа 5 8 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.3. Наследие как базис культуры. Наследие и современность. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.4. Наследие как базис культуры. Наследие и современность. Сам. работа 5 10 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.5. Культурное наследие и культурные учреждения. Культурная политика и проблемы сохранения культурного наследия. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.6. Культурное наследие и культурные учреждения. Культурная политика и проблемы сохранения культурного наследия. Сам. работа 5 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. История охраны памятников в России.
2.1. Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.2. Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. Сам. работа 5 10 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.3. Охрана культурного наследия в конце XX - нач. XXI вв. Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.4. Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. Практические 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.5. Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. Сам. работа 5 6 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.6. Охрана культурного наследия в конце XX - нач. XXI вв. Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. Сам. работа 5 10 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Природное и культурное наследие Сибири.
3.1. Природное наследие Сибири. Культурное наследие Сибири. Сам. работа 5 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.2. Природное наследие Сибири. Культурное наследие Сибири. Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.3. Проблемы сохранения природного и культурного наследия региона и его включения в современное культурное пространство. Практические 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.4. Проблемы сохранения природного и культурного наследия региона и его включения в современное культурное пространство. Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Концепции культурного наследия.
4.1. Отношение к наследию с позиций естественнонаучного знания (Д.Л. Арманд). Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.2. Отношение к наследию с позиций естественнонаучного знания (Д.Л. Арманд). Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.3. Проблемы охраны наследия и рассуждения об экологии культуры в трудах Д.С.Лихачева. Географический подход к памятникам наследия (концепция Ю.А. Веденина). Практические 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.4. Проблемы охраны наследия и рассуждения об экологии культуры в трудах Д.С.Лихачева. Географический подход к памятникам наследия (концепция Ю.А. Веденина). Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.5. Средовой подход к памятникам наследия (В.Л. Глазычев, Э.А. Орлова, Л.Е. Трушина, И.Г. Яковенко, О.А. Швидковский, Г.З. Каганов и др.). Наследие в контексте концепции диалектичности процесса развития культуры (Э.А. Баллер). Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.6. Средовой подход к памятникам наследия (В.Л. Глазычев, Э.А. Орлова, Л.Е. Трушина, И.Г. Яковенко, О.А. Швидковский, Г.З. Каганов и др.). Культурно-семиотический подход к проблеме наследия (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский). Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.7. Культурно-семиотический подход к проблеме наследия (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский).Понятие культурного ландшафта (Ф.И. Мельков, В.Л. Каганский, Ю.А. Веденин). Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.8. Культурно-семиотический подход к проблеме наследия (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский).Понятие культурного ландшафта (Ф.И. Мельков, В.Л. Каганский, Ю.А. Веденин). Сам. работа 5 14 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.9. Проблема архитектурного наследия (А.Ю.Беккер, А.С. Щенков, В.В. Владимиров, А.В. Маслов). Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Сам. работа 5 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.10. Проблема архитектурного наследия (А.Ю.Беккер, А.С. Щенков, В.В. Владимиров, А.В. Маслов). Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Сам. работа 5 15 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.11. Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.12. Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Сам. работа 5 8 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.13. Экзамен 5 9 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комарова О.С. // Электронная библиотека университета Сохранение природного и культурного наследия (экология культуры): Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтю гос. ун-т., 2013 г. http://elibrary.asu.ru/xmlui/discover
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под редакцией: Боголюбова Н.М., Фокин В.И.// Университетская библиотека "Онлайн" Всемирное культурное наследие: Учебник Издательство: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2015 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=458128
Л2.2 Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю.// Университетская библиотека "Онлайн" Объекты культурного наследия : Учебник Т. 1, 2 Москва: Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443550
Л2.3 Чистяков А.Н. Типология разрушения памятников культуры: монография С-Петербург: СПбКО, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256087
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кулемзин А.М.// Университетская библиотека "Онлайн" Методика сохранения и использования памятников истории и культуры: Учебное пособие КемГУКИ, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=228105
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев https://www.lihachev.ru/lihachev/
Э2 Институт наследия http://www.heritage-institute.ru/
Э3 Курс "Сохранение природного и культурного наследия" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3970
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение