МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в русскую лингвистику
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Введение в русскую лингвистику

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Введение в русскую лингвистику» заключаются в том, чтобы дать целостное представление о русском языке как об объекте исследования, о лингвистике и лингвистических методах как о науке, исследующей язык, сформировать представление о внутренней структуре языка, уровнях языка, познакомить с важнейшими лингвистическими понятиями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: владением наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач
ОПК-17: способностью оценивать качество исследования в своей предметной области, соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования
ПК-17: способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основные грамматические термины и понятия, иметь представление и языковом разнообразии, иметь представление об уровневых явлениях языка
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в терминологическом аппарате современной русской лингвистики,анализировать единицы языка с позиций фонетики, лексики, грамматики и синтаксиса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть базовыми представлениями о грамматических категориях и анализе языковых единиц

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общее введение в лингвистику
1.1. Лекции 6 2
1.2. Лабораторные 6 2
Раздел 2. Разделы лингвистики: план выражения и план содержания
2.1. Лекции 6 2 ОК-6
2.2. Фонетика. Графика. Орфография. Лабораторные 6 4 ОПК-17
2.3. Сам. работа 6 14 ОК-6
Раздел 3. Лексикология и грамматика.
3.1. Лекции 6 2 Л2.1
3.2. Лексикология: ее разделы и методы исследования Лабораторные 6 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Грамматика и морфология Лабораторные 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Сам. работа 6 20 ОПК-17 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Синтаксис. Синтаксические единицы. Соотношение предложения и высказывания.
4.1. Лабораторные 6 4 Л1.1, Л1.2
4.2. Сам. работа 6 16 ОК-6, ОПК-17 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС по дисциплине в Приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розанова С.П., Шустикова Т.В. Лексические трудности при изучении русского языка: учебное пособие "Флинта", 2016 // ЭБС «Лань», 2016 ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/book/84324
Л1.2 Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Синтаксис. Ч.2.: СПб.: "Златоуст", 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология. Ч.1.: сборник упражнений СПб.: Златоуст, 2012
Л2.2 Корниенко Е.Р. Грамматические модели в языке и тексте: русский язык как иностранный: Учебное пособие Архангельск : САФУ, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436237
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Введение в лингвистику http://5fan.ru/wievjob.php?id=51165
Э2 Введение в языковедение http://mirznanii.com/a/359630/vvedenie-v-yazykovedenie
Э3 Филологические науки. Что изучает филология? http://fb.ru/article/303761/filologicheskie-nauki-chto-izuchaet-filologiya-russkie-filologi
Э4 Русские филологи http://fb.ru/article/303761/filologicheskie-nauki-chto-izuchaet-filologiya-russkie-filologi
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для зачета:
1) Выполнить эти задания на 50%: за каждое задание максимально 5 баллов: итого – максимум 30 (для зачета достаточно набрать 15 баллов)
2) Отдельно выполнить задания по теме Словообразования на оценку «зачтено»