МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Выразительное чтение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Выразительное чтение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Использование выразительного чтения в аудитории студентов-иностранцев позволяет интенсифицировать процесс обучения русскому языку. Выразительное чтение является средством эффективного контроля понимания и владения языком, дает возможность повысить общую культуру и культуру речи учащихся, используя фоновые знания, необходимые для выразительного прочтения текстов.
Выразительное чтение вносит конкретность, наглядность и эмоциональность в обучение языку, что позволяет повысить эффективность преподавания, тренирует фонетические навыки, учит интонации и пунктуации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста
ПК-16 владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать: иметь знания по фонетике, грамматике и интонировании русского языка
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь: правильно читать тексты разной направленности и жанров
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: навыками фонетического, грамматического и лингвистического анализа текста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фонетика
1.1. Анализ отклонений в русской речи учащихся с привлечением данных сопоставления фонетических систем их родного и русского языков. Работа над слитностью и беглостью произношения. Лекции 6 2 Л2.2, Л1.2
1.2. Практика выразительного и художественного чтения русской поэзии и прозы. Лабораторные 6 6 Л1.1, Л2.2
1.3. Сам. работа 6 14 Л2.2
Раздел 2. Грамматика
2.1. Синтаксис простого и сложного предложения. Употребление причастий и причастных оборотов, деепричастий и деепричастных оборотов; видов глагола; некоторых местоимений и союзов. Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-16 Л1.2
2.2. Сам. работа 6 14 Л2.2
2.3. Лекции 6 2 Л2.2
2.4. Синтаксис и стилистика художественного, публицистического и научного текстов. Лабораторные 6 6 ОПК-6, ПК-16 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Разговорная практика
3.1. Достижение понимания звучащего и письменного текста во всей глубине смысловых оттенков и подтекстовых значений, выработка навыков структурирования, компрессии и развертывания текста. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2
3.2. Реферирование и аннотирование текстов разного жанра и стиля. Лабораторные 6 8 ОПК-6 Л2.1
3.3. Сам. работа 6 16 ОПК-6, ПК-16 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вишняков С.А. Культуроведение России. Современная российская художественная проза и публицистика: Учебное пособие ФЛИНТА, 2014 e.lanbook: https://e.lanbook.com/book/51813
Л1.2 Науменко Ю.М. Корректировочный курс русской фонетики и интонации для иностранных студентов первого курса бакалавриата: Учебное пособие ФЛИНТА, ЭБС "Лань", 2013 ЭБС "Лань": https://e.lanbook.com/book/13034.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. В. Баско Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся М.: Русский язык. Курсы, 2013
Л2.2 Загорская Е.Я., Такташова Т.В., Орлова Е.П. Лица. Характеры. Судьбы : произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями: Учебное пособие М.: ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К зачету студент должен выучить три стихотворения из списка, заданного преподавателем. На зачете студент должен прочитать заданный текст (выразительно, с правильной расстановкой ударений).