МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогическая экспертиза
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 10 4 10
Практические 6 18 6 18
Сам. работа 58 44 58 44
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 76 72 76

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.псих.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.псих.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студента компетенций, позволяющих ему разрабатывать, реализовывать и оценивать эффективность программ, направленных на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей, подростков и взрослых, владеть методами экспертной психолого-педагогической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-5: способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.концепции и особенности личностного и социального развития в детском, подростковом и зрелом возрасте в норме и с отклонениями и нарушениями;
сущность, принципы, методы и этику экспертной деятельности в педагогике и психологии
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить мониторинг и оценивать эффективность коррекционно-реабилитационных программ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками психолого-педагогической экспертизы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы психолого-педагогической экспертизы
1.1. Понятия «экспертиза», «оценка», «мониторинг», их взаимосвязь и принципиальные отличия. Смысл и назначение экспертизы. Виды экспертизы. Общее представление об экспертной деятельности Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Принципы современной экспертизы и междисциплинарный характер современного научного знания. Экспертное знание и его трансформации в современной России. Содержательные направления экспертной деятельности. Практические 5 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Критериальная база экспертного анализа. Методология и методика экспертных оценок. Классификационные характеристики экспертируемых объектов. Экспертные методы. Процедурные и технологические аспекты экспертизы Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Этические вопросы проведения психолого-педагогических экспертиз
2.1. Место и роль эксперта в современном обществе. Субъекты экспертизы: заказчик, эксперт, экспертируемая сторона. Заказчик экспертизы и его влияние на ход работы эксперта. Права и ответственность эксперта и заказчика экспертизы. Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Требования к эксперту. Механизмы контроля и сертификации профессионального уровня эксперта. Компетентностные и квалификационные характеристики эксперта. Позиция эксперта. Эксперт: личность, знание, ответственность. Этика экспертной деятельности. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Профессиональная подготовка экспертов и потребителей экспертизы. Оценка качества работы эксперта. Ошибки в работе эксперта Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Институт экспертизы и экспертное сообщество
3.1. Актуальность проблемы построения экспертных образовательных сообществ. Проблемы институционализации экспертного знания в России Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Экспертные сообщества России и Запада: сходство и различие. Отечественный и мировой опыт государственных и общественных экспертиз образования. Основные направления экспертизы образования в России. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Оптимальные формы организации экспертного сообщества. Проблемы самоорганизации экспертного сообщества. Статус эксперта. Экспертное мегасообщество Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Нормативно-правовое обеспечение и социально-организационные механизмы экспертизы
4.1. Юридические аспекты экспертизы. Нормативно-правовые документы, регулирующие экспертизу. Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1
4.2. Технологические аспекты проведения экспертизы. Телекоммуникационные технологии в экспертизе. Социально-организационные аспекты экспертизы. Сущность и возможности экспертизы в социально-технологическом аспекте. Порядок проведения экспертизы. Форма предоставления результатов. Экспертные документы: оценки, заключения. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Технологические аспекты проведения экспертизы. Телекоммуникационные технологии в экспертизе. Социально-организационные аспекты экспертизы. Сущность и возможности экспертизы в социально-технологическом аспекте. Порядок проведения экспертизы. Форма предоставления результатов. Экспертные документы: оценки, заключения. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Программа развития образовательного учреждения как объект экспертизы
5.1. Программа развития школы как продукт проектной деятельности. Требования к программе развития школы и пути их обеспечения. Структура программы развития школы. Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1
5.2. Организационно-образовательная система школы. Ошибки и недостатки программ развития, подготовленных образовательными учреждениями. Основные этапы разработки программы развития школы и их ожидаемые результаты. Стратегический анализ школы. Элементы анализа образовательной системы и образовательной программы школы. Общая схема проблемно-ориентированного анализа. Методы и средства анализа в стратегическом управлении школой. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Экспертиза стратегических документов образовательного учреждения в рамках национального проекта «Образование». Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Экспертиза образовательных программ
6.1. Понятие «образовательная программа», ее назначение, содержание, структура. Миссия образовательного учреждения и «модель» выпускника. Главные тенденции разработки и реализации образовательных программ. Основные недостатки. Отличие образовательной программы от других документов и процедур. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Требования сертификации и другие нормативно-правовые основания образовательной программы. Критерии и показатели эффективности реализации образовательной программы. Значение разработки образовательной программы для различных субъектов образовательного процесса. Образовательная программа – механизм сближения учебной, воспитательной и развивающей функций образовательного учреждения. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
6.3. Экспертиза образовательных программ: что оценивает эксперт? Содержание образования – базовая основа образовательной программы и ее экспертизы. Различные подходы к определению «содержания образования». Оценка содержания и структуры программы. Анализ проблем и целей образовательных программ. Экспертиза учебных планов. Проблема критериев экспертных оценок образовательных программ. Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Психолого-педагогическая экспертиза профилактических и коррекционно-реабилитационных программ
7.1. Понятия «профилактика», «коррекция», «реабилитация». Их сущность и виды. Принципы построения профилактических и коррекционно-реабилитационных программ. Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1
7.2. Основные стратегии воздействия, используемые в программах для подростков и молодежи. Формы работы. Практические 5 4 Л1.1, Л2.1
7.3. Содержание психолого-педагогической экспертизы профилактических и коррекционно-реабилитационных программ. Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Организация общественной экспертизы программ и проектов
8.1. Сущность и смысл общественной экспертизы. Нормативно-правовые аспекты организации и деятельности независимых экспертных сообществ. Подходы к организации общественной экспертизы программ и проектов. Институциональные формы общественной экспертизы. Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1
8.2. Организационно-технологические особенности проведения общественной экспертизы. Связь с общественностью. Механизмы привлечения общественной экспертизы к процессу управления образованием. Публичные слушания как форма проведения общественной экспертизы. Сам. работа 5 5 Л1.1, Л2.1
8.3. Различные виды общественной экспертизы: сходства, различия. Сам. работа 5 5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика : учебник Издательский центр «Академия», 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учебник Москва, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психолого-педагогическая экспертиза https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3502
Э2 Психолого-педагогическая экспертиза ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психолого-педагогическая экспертиза Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.