МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловая коммуникация
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Деловая коммуникация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование представлений о компетентности в общении, способах развития компетентности, параметрах конструктивного общения. Совершенствование знаний в области русского языка, а также навыков и умений, необходимых для эффективного делового общения на русском языке в устной форме. Повышение общей речевой культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: владением системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей
ПК-17: способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.должен знать:
- сущность, содержание, формы делового общения;
- особенности делового общения;
- социальные и этические проблемы делового общения;
- основные функциональные разновидности речи в деловых целях;
- понятийный аппарат данной дисциплины.
3.2.Уметь:
3.2.1.должен уметь:
- психологически грамотно организовывать индивидуальную деятельность, межличностное и межгрупповое взаимодействие людей;
- детально понимать информацию, содержащуюся в тексте, и критически ее осмысливать;
- эффективно строить деловое общение с различными категориями людей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.должен владеть:
- широким набором коммуникативных приемов и техник: установление контакта с собеседником, создания атмосферы доверительного общения, отработки навыков эффективного слушания, самораскрытия и т. д. с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.
- многообразными способами речевого поведения в разных сферах коммуникации, в ситуациях предотвращения и урегулирования конфликтов, создания имиджа субъектов и объектов коммуникативной деятельности;
- коммуникативными, риторическими, стилистическими и языковыми нормами, принятыми в разных сферах коммуникации.

должен демонстрировать способность и готовность:
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Речевой этикет делового общения.
1.1. Лекции 5 2
1.2. Практические 5 2 Л1.2
1.3. Сам. работа 5 8 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Тема 2. Устные формы представления/ самопредставления. Официальное знакомство.
2.1. Лекции 5 2 ПК-17
2.2. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-17 Л1.1
2.3. Сам. работа 5 6 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Тема 3. Собеседование при приеме на работу.
3.1. Лекции 5 2
3.2. Практические 5 2
3.3. Сам. работа 5 8 Л2.1
Раздел 4. Тема 4. Деловой разговор по телефону.
4.1. Практические 5 2 Л1.2
Раздел 5. Тема 5. Деловой визит. Совместные проекты.
5.1. Лекции 5 2 ПК-17 Л1.2
5.2. Практические 5 2 Л1.2
5.3. Сам. работа 5 8 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Тема 6. Проведение деловых переговоров.
6.1. Лекции 5 2 ПК-17 Л1.1
6.2. Практические 5 2 Л1.2
6.3. Сам. работа 5 4 ОПК-3, ПК-17 Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Тема 7 Представление компании. Коммерческое предложение. Виды рекламы.
7.1. Практические 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Тема 8. Конфликты и способы их предупреждения в деловом общении.
8.1. Практические 5 4 ПК-17 Л1.2
Раздел 9. Тема 9. Официальные мероприятия.
9.1. Практические 5 4 ПК-17 Л1.1
9.2. Сам. работа 5 6 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС по дисциплине в Приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012, 2012 https://e.lanbook.com/book/13042
Л1.2 Котане Л. Русский язык для делового общения : учеб. пособие : В2. Второй сертификационный уровень изучения делового русского языка как иностранного: Учебное пособие СПб.: Златоуст, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Константинова Л.А., Юрманова С.А. Деловой русский язык: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2014 https://e.lanbook.com/book/47590
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Деловое общение [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. - 5-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 528 с. - Режим доступа: //http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=3630
Э2 Деловое общение: кодекс, национальные особенности, формы деловой коммуникации - http://russiazkylt.livejournal.com/2874.html
Э3 Деловой русский язык - http://www.i-u.ru/biblio/archive/krasivova_delovoy Е.Н. Скаженик. Практикум по деловому общению. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005 - http://www.aup.ru/books/m96/13.htm
Э4 Красивова А. Деловой русский язык: Учебно-практическое пособие - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/krasiv/03.php
Э5 Культура делового общения: общая характеристика и специфические черты - http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl11.html
Э6 Особенности служебно-делового общения - http://mgup-vm.ru/russian/08.html
Э7 Психология и этика делового общения - http://www.i-u.ru/biblio/archive/morosov_delovaja/04.aspx
Э8 Русский язык: деловое общение - www.pushkin.edu.ru/index.php?m=03034
Э9 Русский язык для делового человека - www.mylanguage.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К зачету студент готовит письменное задание или презентацию + на зачете готовит диалог по ситуации.