Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология города и развитие городской среды |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СГиРГС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 104 | 104 | 104 | 104 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины коммуникации в городской среде являются формирование целостного представления об основных законах городской социокультурной коммуникации |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-1.1 | Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования |
ОПК-1.2 | Предлагает постановку задач по поиску, обобщению социологических данных |
ОПК-1.3 | Осуществляет обоснованный выбор методов и в необходимых случаях – программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных |
ОПК-1.4 | Создает и поддерживает нормативно-методическую и информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений |
ОПК-1.5 | Устанавливает правила, регламентирующие порядок и условия доступа к социологической информации и контролирует их выполнение |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | актуальные проблемы коммуникативного общения в городской среде |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | адекватно применять на практике приемы ораторского искусства |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения методов социологии в исследованиях специфики городского коммуникативного взаимодействия |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Функциональные стили современного русского литературного языка. Нормы коммуникативного общения в условиях города. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Стилистическая специфика функционирования норм современного русского языка в сфере городской коммуникации. Виды норм современного русского литературного языка | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Функциональные стили современного русского литературного языка в городской сфере. Виды норм современного русского литературного языка | Сам. работа | 2 | 21 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Тексты официально-делового стиля. Деловое письмо (документы внешнего пользования)в правовой коммуникации. Речевой этикет в юридическом документе. Риторические основы публичного выступления в условиях городской среды | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Риторические приемы публичной речи в условиях городской среды | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Риторические приемы публичной речи в условиях городской среды | Сам. работа | 2 | 19 | Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Стилистические особенности текстов для выступлений в услловиях городской среды.Официально-деловой стиль в деятельности социолога | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.8. | Стилистические особенности текстов для выступлений в услловиях городской среды.Официально-деловой стиль в деятельности социолога | Сам. работа | 2 | 15 | Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Композиционно-смысловая структура ораторской речи. Публичное выступление. Публичное выступление (презентационная речь). Дискутивно-полемическая речь | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.10. | Композиционно-смысловая структура ораторской речи. Публичное выступление. Публичное выступление (презентационная речь). Дискутивно-полемическая речь | Сам. работа | 2 | 30 | Л1.1, Л2.1 | |
1.11. | Экзамен | 2 | 9 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы. 1. Место теории коммуникации в системе научного знания 2. Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории теории коммуникации. Понятие правовой коммуникации. 3. Функции правовой коммуникации 4. Истоки изучения правовой коммуникации. 5. Современная концепция правовой коммуникации. 6. Коммуникативный процесс и его структура 7. Модель Г. Лассуэла и ее роль для развития городской коммуникации. 8. Линейные и нелинейные модели городской коммуникации. 9. Социологические и психологические модели коммуникации 10. Особенности межличностной коммуникации. 11. Критерии коммуникационной компетентности. 12. Стили межличностной коммуникации. 13. Виды городской коммуникации, коммуникация как сотрудничество 14. Проблема смысла в городской коммуникации. 15. Коммуникационные барьеры. 16. Специфика психофизиологических и социокультурных барьеров городской коммуникации. 17. Модели коммуникативной структуры организации и их виды. 18. Механизмы влияния коммуникативной организации на изменение организационного поведения. 19. Коммуникативный процесс принятия организационных решений 20. Коммуникативная сторона делового общения 21. Интерактивная сторона делового общения. 22. Перцептивная сторона делового общения. 23. Методы оптимизации коммуникаций в условиях городской среды 24. Виды деловых коммуникаций в городской сфере 25. Коммуникация как сотрудничество. 26. Коммуникация как конфликт. 27. Коммуникация как конфликт интересов в условиях городской среды 28. Особенности межличностной коммуникации. 29. Критерии коммуникационной компетентности 30. Речевое общение как способ коммуникации. 31. Социология городской коммуникации как отрасль знаний. Практические задания. 1. Покажите, в чем заключаются стилистические особенности текстов для их использования в условиях городской среды. 2. Приведитесобственные примеры клише и штампов в речи городских жителей. 3. Сравните и охарактеризуйте подстили официально-делового и юридического стиля современного русского литературного языка. 4. Покажите связь формирования конкретного стиля русского языка с историей общества. 5. Заполните правильно и охарактеризуйте организационный и распорядительный документ. 6. Покажите связь текстовых и языковых норм любого документа. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеются |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Боголюбова, Н. М. | Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 | www.biblio-online.ru/book/4BB7F084-A5D2-4D44-8199-D172F791B4C3. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. | МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ); | |||
Э2 | 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум); | |||
Э3 | 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций); | |||
Э4 | 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал); | |||
Э5 | 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»); | |||
Э6 | 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ); | |||
Э7 | 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека); | |||
Э8 | 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России») | |||
Э9 | 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»); | |||
Э10 | 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»). | |||
Э11 | 2. Электронные библиотечные системы: | |||
Э12 | ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ | |||
Э13 | ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э14 | Курс в Moodl: : «Коммуникация в правовой сфере для магистров социологии права» | |||
Э15 | portal.edu.asu.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |