МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документоведение и делопроизводство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19,5 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Лабораторные 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 76 76 13 13 89 89
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Документоведение и делопроизводство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цели освоения дисциплины
Целью курса является формирование представлений о документировании делового общения и делопризводстве, а также современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка; повышение уровня коммуникативной компетенции будущих специалистов; развитие их языковых способностей. Совершенствование знаний в области русского языка и навыков, умений, необходимых для эффективного делового общения на русском языке в письменной форме.

2. Задачи дисциплины
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
1.усвоение основных понятий в области документационного обеспечения;
2.применение правил организации работы с документами;
3.определение способов документирования и системы документации;
4.изучение основных видов официальных документов и требований к их составлению;
5.освоение порядка организации работы по делопроизводственному обслуживанию;
6.расширение спектра знаний, умений, способностей, связанных с написанием, восприятием, пониманием, интерпретацией различных по жанровой принадлежности текстов, а также применение этих знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-13 способностью работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач
ОПК-20 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-лингвистических технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-18 владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности документоведения и делопроизводства;
- специфические языковые средства официально-делового стиля;
- способы редактирования текстов деловых бумаг;
- принципы составления некоторых деловых документов;
- понятийный аппарат данной дисциплины.
3.2.Уметь:
3.2.1.- различать порядок составления и оформления основных видов документов, функционирующих в сфере документоведения и делопроизводства;
- продуцировать собственный письменный текст, относящийся к официально-деловой сфере общения в строгом соответствии с требованиями стандартных форм письменного речевого поведения;
- применять полученные навыки в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.должен владеть:
- базовыми знаниями делопроизводства;
- представлениями о жанровой принадлежности текстов, основами унификации языка деловых бумаг и языковыми формулами официальных документов;
- навыками продуцирования письменных текстов, относящихся к официально-деловой сфере общения (заявление, объяснительная записка, доверенность, рекомендация и т. д.);
- способами осуществления дистанционного письменного общения;
- приемами редактирования текстов деловых бумаг.
должен демонстрировать способность и готовность:
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Основы делопроизводства: предмет, содержание, задачи и методы изучения дисциплины.
1.1. Лекции 7 4 ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.2. Лабораторные 7 4 Л1.1, Л2.5
Раздел 2. Тема 2. Понятие о документе. Функции документа. Способы документирования. Свойства документа
2.1. Лекции 7 4 ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.3
2.2. Лабораторные 7 4 Л1.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 3. Тема 3. Структура документа. Требования к оформлению текстов документов.
3.1. Лекции 7 4 ОПК-13, ОПК-20 Л1.1, Л2.5
3.2. Лабораторные 7 4 Л2.5
Раздел 4. Тема 4. Письменные формы самопредставления. Внутренние служебные документы.
4.1. Лекции 7 4 ОПК-13 Л2.2
4.2. Лабораторные 7 4 Л2.2, Л2.3
4.3. Сам. работа 7 76 Л1.1
Раздел 5. Тема 5. Документы при устройстве на работу.
5.1. Лекции 8 4 ОПК-20 Л1.1, Л2.1
5.2. Лабораторные 8 4 Л2.1
Раздел 6. Тема 6. Язык и стиль управленческих документов.
6.1. Лекции 8 4 ОПК-20 Л2.2, Л2.3
6.2. Лабораторные 8 4 Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Тема 7. Подготовка деловой корреспонденции. Текст делового письма. Внешняя деловая переписка.
7.1. Лекции 8 4 ОПК-13, ОПК-20 Л2.4
7.2. Лабораторные 8 4 Л2.4
Раздел 8. Тема 8. Внешняя бизнес-корреспонденция. Деловой визит.
8.1. Лекции 8 4 ОПК-20 Л2.4
8.2. Лабораторные 8 4 Л2.4
8.3. Сам. работа 8 13 Л2.4, Л2.3
8.4. Экзамен 8 27 ОПК-13, ОПК-20 Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры вопросов на зачёте - экзамене
1.Развитие понятия «документ». Соотношение понятий «документ» и «информация».
2.Место и роль документов в различных областях деятельности человека.
3.Нормативно-методические акты, регламентирующие создание и оформление документа.
4.Документоведение как научная дисциплина и ее связь с другими научными дисциплинами.
5.Общие функции документа.
6.Частные (специальные) функции документа.
7.Способы документирования и их развитие. Общая характеристика.
8.Материальные носители информации. Классификация материальных носителей.
9.Современные проблемы документоведения.
10.Средства документирования, их классификация, характеристика, применение.
11.Влияние носителя информации на долговечность документа.
12.Процедура документирования. Делопроизводственные операции.
13.Виды и значение служебных документов. Операции документирования.
14.Требования к составлению и оформлению служебных, объяснительных и докладных записок. Внутренние и внешние документы.
15.Требования к составлению и оформлению справок. Виды справок. Справки внутренние и внешние.
16.Переписка как вид делового общения.
17.Требования к составлению и оформлению служебного письма.
18.Разновидности писем.
19.Использование стандартных выражений в деловых письмах.
20.Правила составления и оформления рецензий, отзывов и заключений.
21.Этикет служебного письма.
22.Язык и стиль служебных документов.
23.Структура официального письма должностному лицу.
24.Структура заявления.
25.Структура объяснительной записки.
26.Структура официального письма.
27.Структура письма-информации.
28.Структура письма-просьбы.
29.Структура официального письма от частного лица.
30.Структура резюме.
31.Структура автобиографии.
32.Структура жалобы.
33.Структура характеристики.
34.Структура расписки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:
1.Точность и языковой стандарт официально-делового стиля.
2.Стилистические, синтаксические, пунктуационные приемы и правила составления текста деловых бумаг.
3.Стилистические, синтаксические, пунктуационные приемы и правила составления служебных документов.
4.Унифицированные системы документации.
5.Типология инструктивно-методических документов.
6.Стандартизация документов.
7.Язык и стиль личных документов.
8.Язык и стиль распорядительных документов.
9.Язык и стиль административно-организационных документов.
10.Язык и стиль информационно-справочных документов.
11.Язык и стиль деловых писем документов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.

Примеры заданий для текущего контроля
1.Составление сборников деловых документов.
2.Разработка сценария деловых переговоров.
3.Составьте письмо-запрос на покупку товаров: лакокрасочные материалы согласно приложенным спецификациям; люстры из прессованного хрусталя и другие бытовые светильники (бра, торшеры, настольные лампы; 300 тонн сыров, указанных в прилагаемом списке; 30.000 метрических тонн каменного угля.
4.Сформулируйте заявление о пересдачи экзамена «Деловой русский язык» на имя декана, вы – студент.
5.Составьте объяснительную записку, исходя из ситуации: вы – студент, не явились на сдачу экзамена «Грамматика русского языка», пишите на имя декана.
6.Сформулируйте письмо от частного лица, исходя из ситуации: вы пишите в администрацию района (ФИО человека не знаете) и просите построить детскую площадку во дворе дома.
7.Составьте заявление о пересдачи экзамена «Основы перевода».
8.Напишите объяснительную записку об опоздании на защиту дипломной работы.
9.Составьте письмо-информацию о выставке «Город моими глазами».
10.Составьте письмо-просьбу о спонсорской помощи футбольному клубу «Звезда».
11.Сформулируйте письмо должностному лицу о составлении нового контракта на 2016 год.
12.Составьте письмо от частного лица, содержащее приглашение на благотворительный вечер.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ларьков Н.С. Документоведение: учеб. пособие Проспект, 2006
Л1.2 Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012, 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шеламова Г.М. Культура делового общения при трудоустройстве: Учебное пособие Издательский центр «Академия», 2008
Л2.2 Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие М.: Экономика, 2000
Л2.3 сост. Н. В. Неженцева Документоведение : учеб. пособие : Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.4 Колтунова М.В. Деловое письмо. Что нужно знать составителю : Москва, 2000
Л2.5 Куняев Н.Н., Уралов Д.Н., Фабричнов А.Г. Документоведение: учебник Логос//ЭБС "Университетская библиотека online", 2011, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Консультант Плюс www.consultant.ru
Э2 Информационно-правовой портал ГАРАНТ www.garant.ru
Э3 Информационно-справочный портал LIBRARY.RU www.library.ru
Э4 Электронная библиотека biblioclub.ru
Э5 Документоведение и делопроизводство: курс на Едином образовательном портале АлтГУ автор Злобина Ю.И. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание дисциплины

Тема 1. Основы делопроизводства: предмет, содержание, задачи и методы изучения дисциплины.
Понятие «делопроизводство». Соотношение понятий «делопроизводство», «документационное обеспечение управления», «управление документами». Цели и задачи делопроизводства. Содержание делопроизводства: организация документирования деятельности, организация документооборота, формирование документального фонда организации. Значение документов в различных областях деятельности общества. Соотношение понятий «документоведение», «делопроизводство», «информационно- документационное обеспечение». Связь документоведения с историей, архивоведением, правовыми и информационными дисциплинами, с теорией управления, с экономическими, техническими науками.

Тема 2. Понятие о документе. Функции документа. Способы документирования. Свойства документа
Документ как объект делопроизводства, способ фиксации управленческой информации и инструмент управления. Понятия «документ» и «информация». Роль информации в социальных и экономических процессах. Информация как основа принятия управленческих решений. Роль документа в жизни человека, общества, государства. Правовой, управленческий и исторический аспекты в определении документа. Понятие «документ» в государственном стандарте. Документы официальные (служебные), личные (персональные) и личного происхождения. Документы рукописные и изготовленные с помощью технических средств. «Электронное» документирование. Понятие «функция документа». Полифункциональность документа и состав функций. Информационная функция документа как основная его функция, являющаяся средством запечатления, организации и сохранения информации. Социальная функция. Коммуникативная функция документа как средство передачи информации во времени и пространстве.

Тема 3. Структура документа. Требования к оформлению текстов документов.
Логическая структура текста документа. Рубрикация текста. Тексты документов, составленные на основе унифицированных форм. Текст-трафарет как текст документа, содержащий постоянную информацию и пропуски для переменной информации. Таблица как способ представления информации, систематизированной по определенным признакам. Анкета – способ представления текста в виде последовательности тематически взаимосвязанных предложений, построенных по принципу «вопрос – ответ». Особенности оформления грамматически связного текста, соответствующего по своей композиционной структуре текстам документов определенного вида. Типичные ошибки в организации текста служебных документов. Классификация текстов по различным принципам. Требования к машинописному оформлению документа (шрифт, интервалы, поля).

Тема 4. Письменные формы самопредставления. Внутренние служебные документы.
Письменные формы самопредставления: визитная карточка, анкета, сопроводительное письмо. Внутренние документы: служебная записка, объяснительная записка, заявление, доверенность, расписка. Структура и правила составления. Типичные ошибки в организации текста. Требования к машинописному оформлению документа (шрифт, интервалы, поля).

Тема 5. Документы при устройстве на работу.
Объявления о работе. Сокращения, принятые в официальных документах. Составление резюме. Автобиография. Письмо-заявление об устройстве на работу. Требования к составлению таких документов, их структура и ошибки в написании.

Тема 6. Язык и стиль управленческих документов.
Язык и стиль служебных документов. Официально-деловой функциональный стиль. Соблюдение норм русского языка в официально-деловой переписке и служебных документах Экстралингвистические признаки стиля: точность, стандартность, логичность, безличность, нейтральный тон изложения и пр. Информативность и лаконичность как конкурирующие характеристики текстового документа. Использование в тексте документа клише и клишированных конструкций. Тавтология как следствие стремления документа к максимальной точности. Аббревиатуры лексические и графические. Типичные ошибки в текстах управленческих документов. Отражение требований этикета делового общения в документах.

Тема 7. Подготовка деловой корреспонденции. Текст делового письма. Внешняя деловая переписка.
Служебная корреспонденция (письма, телеграммы, электронные сообщения). Разновидности деловых писем (сопроводительное, запрос, предложение, приглашение, напоминание, отказ, подтверждение, и другие). Внешняя деловая переписка. Структура делового письма. Информационное письмо. Письмо-приглашение. Письмо-предложение о встрече. Обязательные реквизиты письма, обеспечивающие им юридическую силу. Особенности ведения электронной переписки. Композиция текста делового письма. Устойчивые языковые конструкции в деловом письме. Письменный деловой этикет. Формулы речевого этикета. Модели обращения.

Тема 8. Внешняя бизнес-корреспонденция. Деловой визит.
Подписание контракта. Цены, условия поставки и платежа. Образцы документов. Представление компании. Коммерческое предложение. Виды рекламы. Внешняя деловая переписка: письмо-просьба, письмо-запрос, письмо-подтверждение. Деловой визит. Встреча партнеров. Совместные проекты. Программа рабочего визита. Конфликты и способы их предупреждения в деловом общении. Письмо-требование. Письмо-рекламация. Поздравления.

Пример тестового задания
1. Документ – это:
1. Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами,
позволяющими ее идентифицировать.
2. Носитель информации, используемой в целях регулирования социальных
отношений.
3. Информация, зафиксированная любым способом на любом носителе.

2. Подлинник документа – это:
1. Первый или единственный экземпляр документа.
2. Экземпляр документа, с которого снята копия.

3. Юридическая сила документа – это:
1. Особенности внешнего оформления документа.
2. Свидетельство наличия в документе положений нормативного характера.
3. Способность документа порождать определенные правовые последствия.

4. Имеет ли юридическую силу документ, полученный по факсимильной
связи?
1. Да.
2. Да, по соглашению сторон информационного обмена.
3. Нет.

5. Какой из перечисленных реквизитов не относится к реквизитам
удостоверения?
1. Гриф утверждения.
2. Печать.
3. Отметка о заверении копии.
4. Виза согласования.
5. Подпись.

6. В какой последовательности должны быть расположены наименования в
бланке письма филиала организации?
1. Открытое акционерное общество.
2. (ОАО «Сибнефть»).
3. Филиал в городе Ханты-Мансийске.
4. «Нефтяная компания “Сибнефть”».

7. Какие реквизиты включаются в бланк письма?
1. Место составления или издания документа.
2. Заголовок к тексту.
3. Наименование организации.
4. Товарный знак (знак обслуживания).
5. Наименование вида документа.
6. Адресат.
7. Справочные данные об организации.

8. На каком экземпляре делового письма, подготовленном для отправки
адресату по почте, проставляются визы?
1. На подлиннике, отправляемом адресату.
2. На копии, помещаемой в дело организации.

9. Что должен сделать работник организации, визирующий документ, если
он не согласен с его содержанием?
1. Отказаться от визирования документа.
2. Завизировать документ, выразив свое мнение.

10. Как должна быть оформлена подпись, если заместитель руководителя
организации имеет право подписывать документы вместо руководителя в
случае его временного отсутствия?
1. Генеральный директор Подпись Л.И. Садиков
2. Зам. генерального директора Подпись О.П. Ремизов
3. И.о. генерального директора Подпись О.П. Ремизов

11. Какой вариант оформления отметки о наличии приложения в
сопроводительном письме является правильным?
1. Приложение: упомянутое на 3 л. в 1 экз.
2. Приложение: по тексту на 3 л. в 1 экз.
3. Приложение: на 3 л. в 1 экз.

12. Нужно ли заверять печатью организации приказы руководителя?
1. Да.
2. Нет.
13. Сколько экземпляров приказа подписывает руководитель?
1. Несколько.
2. Два.
3. Один.

14. Какой вариант формулировки пункта распорядительной части приказа
является правильным?
1. Главному бухгалтеру подготовить и представить на утверждение смету
расходов на 2015 г. в срок до 20.01.2015.
2. Главному бухгалтеру Дмитриеву П.Л. подготовить и представить на
утверждение смету расходов на 2015 г. в срок до 20.01.2015.
3. Поручить главному бухгалтеру Дмитриеву П.Л. подготовить и представить
на утверждение в срок до 20.01.2015 смету расходов на 2015 г.

15. На кого может быть возложен контроль за исполнением приказа?
1. На руководителя структурного подразделения.
2. На заместителя руководителя организации.
3. На руководителя организации.

16. Протокол заседания - это документ, который:
1. Составляется для подтверждения фактов, событий и подписывается
составителями
2. Содержит последовательную запись обсуждения вопросов и принятия
решений на заседаниях и совещаниях
3. Содержит решения вопросов, требующим коллегиального обсуждения

17. Датой протокола заседания является:
1. Дата подписания документа
2. Дата события (заседания)
3. дата регистрации документа

18. Включается ли в текст протокола пункт о контроле:
А. ДА
Б. НЕТ

19. При оформлении актов используются реквизиты:
А. Наименование организации - автора документа
Б. Наименование вида документа
В. Адресат
Г. Справочные данные об организации, дата документа, номер документа

20. Акт подписывается:
А. Руководителем организации
Б. Председателем и секретарем заседания
В. Руководителем организации и руководителем службы делопроизводства

21. Какие реквизиты включаются в бланк письма?
1. Место составления или издания документа.
2. Заголовок к тексту.
3. Наименование организации.
4. Товарный знак (знак обслуживания).
5. Наименование вида документа.
6. Адресат.
7. Справочные данные об организации.

22. Как должна быть оформлена подпись в письме, если коммерческий
директор фирмы (Н.И. Старков) находится в отпуске, а исполнение его
обязанностей приказом возложено на заместителя коммерческого директора
(Е.Д. Иванова)?
1. Коммерческий директор Подпись Е.Д. Иванов
2. Зам. коммерческого директора Подпись Е.Д. Иванов
3. И.о. коммерческого директора Подпись Е.Д. Иванов

23. Какое письмо заверяется печатью?
1. Гарантийное письмо.
2. Коммерческое предложение.
3. Письмо-просьба.

24. Должен ли исполнитель, подготовивший текст письма, визировать
документ?
1. Да.
2. Нет.

25. Какой вариант заголовка к письму вы считаете правильным?
1. О договоре поставки.
2. О невыполнении договора поставки от 12.08.2015 № 45/67.
3. О невыполнении договора.

26. Документооборот – это:
1. Передача документа из одной инстанции в другую в процессе его
рассмотрения.
2. Движение документов в организации с момента их создания или
получения до завершения исполнения или отправки.
3. Движение комплекса документов в процессе выработки, принятия и
исполнения решений.

27. Какой документ относится к нерегистрируемым?
1. Письмо-запрос.
2. Жалоба гражданина.
3. Сопроводительное письмо.
4. Рекламное письмо.

Примеры заданий на зачете:
Задание 1. Прочитайте фрагменты деловых писем. Определите вид каждого письма.
а) Уважаемый г. Игнатьев!
Мне представилась возможность поблагодарить Вас за согласие помочь нам в проведении ежегодной кампании по сбору средств в пользу организации «Мир вашему дому». Думаю, что Вы получите удовлетворение от того, что Ваши усилия пойдут на пользу вышеназванной организации. Надеюсь вскоре увидеть Вас на одном из наших собраний.
б) Уважаемый г. Павлов!
Мы будем рады обслужить Вас и Ваших гостей во время ужина в нашем ресторане «Харбин» 30.12.09 г. Мы приложим все усилия, чтобы кухня и сервис оказались сверх Ваших ожиданий. Благодарим за возможность обслуживать Вас.
в) Уважаемый г. Матвеев!
К сожалению, мы вынуждены сообщить Вам, что не сможем сделать пожертвования Вашему фонду. Наша компания делает пожертвования только в крупные многоцелевые кампании, как, например, Ассоциация национальных музеев. Жертвуя средства этим организациям, мы содействуем не одному, а ряду полезных дел, не оказывая никому предпочтения. Надеемся, что Вы поймете нашу позицию. Тем не менее мы поддерживаем Ваши цели и изложенный замысел. Желаем Вам успеха в Вашей кампании.
г) Просим выслать необходимую нам документацию по эксплуатации машин последней модели, закупленных у вас во втором квартале 2009 г.
д) Высылаем запрошенную Вами дополнительную документацию по эксплуатации машин модели УКШ-17. Получение просим подтвердить.
Приложение: Документация на 15 стр. в 1 экз.
е) Подтверждаем получение запрошенной нами документации. Благодарим за быстрое выполнение заказа.

Задание 2. Прочитайте автобиографию М.А. Булгакова. Какие ее фрагменты не соответствуют жанру служебной автобиографии?
Родился в г. Киеве в 1891 году. Учился в Киеве и в 1916 году окончил университет по медицинскому факультету, получив звание лекаря с отличием.
Судьба сложилась так, что ни званием, ни отличием не пришлось пользоваться долго. Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов. В начале 20-го года я бросил звание с отличием и писал. Жил в далекой провинции и поставил на местной сцене три пьесы. Впоследствии в Москве в 1923 году, перечитав их, торопливо уничтожил. Надеюсь, что нигде ни одного экземпляра их не осталось.
В конце 21-го года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий. Заодно возненавидел редакторов, ненавижу их сейчас и буду ненавидеть до конца жизни.
В берлинской газете "Накануне" в течение двух лет писал большие сатирические и юмористические фельетоны. Не при свете свечки, а при тусклой электрической лампе сочинил книгу "Записки на манжетах". Эту книгу у меня купило берлинское издательство "Накануне", обещав выпустить в мае 1923 года. И не выпустило вовсе.
В начале меня это очень волновало, а потом я стал равнодушен. Напечатал ряд рассказов в журналах в Москве и Ленинграде.
Год писал роман "Белая гвардия". Роман этот я люблю больше всех других моих вещей. Москва, октябрь 1924 г.

Задание 3. Прочитайте объявления о вакансиях. Какие качества хотели бы видеть работодатели в своих работниках? Какие требования они предъявляют? Как вы думаете, чем объясняются такие требования?
а) Менеджер по туризму Обязанности: Консультация клиентов, оформление документов Работа на входящих звонках Продажа туристических путевок Требования: Опыт работы в туризме или в продажах как преимущество Уверенное владение ПК (Word, Excel, Outlook) Коммуникабельность, приветливость, ответственность Готовность работать и обучаться Условия: График работы с 9:00 до 15:00, с 15:00 до 21:00 (в графике) Возможность профессионального и карьерного роста Бесплатное обучение успешных кандидатов Офис – ст. м. «Павелецкая» (5-7 мин. пешком).
б) Представитель компании Требуется представитель компании для продвижения продукта (детское питание) в медицинских учреждениях.
В обязанности входит ежедневное посещение медицинских учреждений для вручения врачам сувенирно-информационного пакета и презентации продукта. Требования к кандидатам: ответственность и обязательность коммуникабельность грамотная речь стрессоустойчивость мобильность умение общаться и располагать к себе людей медицинское образование не требуется. Условия: существует возможность карьерного роста внутри компании, а также возможность увеличения заработной платы.
в) Курьер Условия работы: - График работы с 10.00 до 18.00, 5/2; - Оклад15.000 рублей - Оплата проезда; - Офис м. Новослободская Должностные обязанности: Развоз документов и рекламных образцов по Москве и ближ. Подмосковью Требования к квалификации: - Мужчина от 20 до 25 лет; - Гражданство РФ; - Прописка Москва или Московская область; - Знание города; - Умение ориентироваться по карте. Тип занятости: Полная занятость, полный день.
г) Консультант по косметике Обязанности: Проведение консультаций по линии косметики (уход за телом) Стимулирование продаж Заполнение ежедневной отчетности Требования: Девушки в возрасте от 18 до 27 лет Рост от 160 см Размер одежды 42 - 48 Приятная внешность, чистая кожа, аккуратный маникюр Коммуникабельность, активность, улыбчивость Условия: Работа в лучших парфюмерно-косметических магазинах Москвы..
График работы с четверга по воскресенье Четверг, пятница 16:00 - 21:00, суббота, воскресенье 13:00 - 19:00 Оклад от 13 000 руб./мес. + бонусная программа.
д) Модель Модельное агентство ГРИЗАЙЛЬ приглашает девушек модельной внешности Обязанности: работа на выставках, презентациях, участие в рекламных фото- и видеосъемках, в показах, вручениях наград и в рекламных кампаниях. Требования: возраст до 23 лет, рост от 170 см, приятная внешность, желание работать в сфере модельного бизнеса. Тип занятости: Проектная работа, гибкий график.

Задание 4. Приведите примеры деловых и личных качеств, которые могут быть указаны в положительной и отрицательной характеристике: а) студента; б) переводчика; в) журналиста; г) работника сферы услуг.

Задание 5. Подготовьте сочинение о вашем любимом литературном герое. По образцу постарайтесь составить служебную характеристику этого героя. Как различаются по стилю и содержанию ваше сочинение и характеристика? Какой круг тем можно отразить и в характеристике, и в сочинении?

Задание 6. Представьте, что вы начальник. Один из ваших бывших сотрудников попросил предоставить ему рекомендацию для получения новой работы. Составьте ее, продумав необходимые факты: личные и профессиональные качества сотрудника, причину его увольнения и т.д.

Задание 7. По данным претензиям составьте текст жалоб.
а) На протяжении длительного времени подвал дома содержится недопустимым образом:
1. в нем весь год блохи, комары, крысы, тараканы;
2. в подвал постоянно проходят посторонние лица, не являющиеся жильцами дома;
3. из подвала идет неприятный запах в подъезд.
б) На протяжении длительного времени придомовая территория дома содержится недопустимым образом:
1. нет мусорных урн;
2. не организованы (засорены) стоки на проезжей части около дома;
3. отсутствуют скамейки около подъезда.

Суммарно по дисциплине можно получить 100 баллов, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля - в 50 баллов. Минимальное количество для допуска к зачету 28 баллов.
86 баллов и более - "отлично" (отл.);
71-85 баллов - "хорошо" (хор.);
55-70 баллов - "удовлетворительно" (удов.);
54 балла и менее - "неудовлетворительно" (неуд.)

К зачету студент готовит индивидуальное задание и реферат; на зачете студент устно отвечает на один вопрос по тематике курса.