МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научных исследований
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 120 120 120 120

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Прокопьева Н.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов со спецификой научного исследования, видами и формами научной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1: Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
ОПК-2.2: Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3: Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику разных групп научных методов, правила работы с научными источниками в процессе написания работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать программу научного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оформления разного вида работ студента (реферат, курсовая работа и т.п.).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научного исследования
1.1. Специфика научного исследования. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Методология научного исследования Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Методология научного исследования Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
1.4. Историко-философское развитие представлений о познании. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Развитие представлений о познании. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Развитие представлений о познании. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
1.7. Характеристика методов научного исследования. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Методы теоретического исследования в научном познании Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Методы теоретического исследования в научном познании Сам. работа 4 10 Л2.1, Л1.1
1.10. Принципы построения теоретического знания Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Роль научного познания в приобщении исследователя к гуманитарным принципам получения конкретно-всеобщего знания. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Роль научного познания в приобщении исследователя к гуманитарным принципам получения конкретно-всеобщего знания. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
1.13. Понятие научного пространства. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Характеристика способов получения информации в процессе научного исследования Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Характеристика способов получения информации в процессе научного исследования Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
1.16. Логика научного исследования. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.17. Логика научного исследования. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.18. Логика научного исследования. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
1.19. общая характеристика «мягких и жестких» методов научного исследования. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.20. общая характеристика «мягких и жестких» методов научного исследования. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.21. общая характеристика «мягких и жестких» методов научного исследования. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
1.22. Методологическая организация исследования. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.23. Методологическая организация исследования. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.24. Требования, предъявляемые к научно-исследовательской программе. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.25. Требования, предъявляемые к научно-исследовательской программе. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
1.26. Общая характеристика научных методов исследования Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.27. Общая характеристика научных методов исследования Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.28. Метод анализа документов. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
1.29. Эксперимент и наблюдение как метод научного исследования Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические задания по дисциплине «Основы научных исследований»:
1. Наука как система знаний, социальный институт и элемент культуры.
2. Критерии научности в современной методологии.
3. Понятие методологии: варианты трактовки.
4. Основные отрасли современной науки, их соотношение.
5. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: методы и формы организации знания.
6. Гипотеза как форма организации и развития научного знания.
7. Сущность гипотетико-дедуктивного метода построения теории.
8. Логика и этапы научного поиска.
9. Классический тип научности и его проявления в социологии.
10. Особенности неклассического и постнеклассического типов научности.
11. Проблемы научной этики в современных условиях.
12. Сциентизм и антисциентизм в философии науки новейшего времени. Аргументы антисциентизма.
13. Тенденции развития современной науки.
14. Основные пути и механизмы интеграции научного знания.
15. Основные атрибуты научного исследования (объект, предмет, цель и задачи работы), правила их корректной формулировки.
16. Правила оформления научного текста.
17. Проблема научного творчества. Особенности творческого мышления.
18. Место и роль социологии в системе социогуманитарного знания.
19. Наука в системе современной культуры.
20. Методы эмпирического исследования. Роль эксперимента в научном познании.
21. Теоретические методы научного познания: метод идеализации и метод восхождения от абстрактного знания к конкретному.
22. Метод моделирования, его варианты.
Практические задания по дисциплине «Основы научных исследований»:
1. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
1) анализ а) мысленно конструированное понятие о
таких объектах, которые вроде бы не существуют, но имеют прообразы
2) индукция в) умозаключение от общего к частному
3) идеализация с) расчленение предметов на составляющие их элементы
4) синтез д) умозаключение от частного к
общему утверждению
5) дедукция е) объединение элементов в единое целое
2. Расположите перечисленные формы научного познания в соответствии с последовательностью, которая имеет место в реальном процессе научного познания:
Теория, факты, проблема, гипотезы.
3. Перечислите требования, которые предъявляются к выбору темы научного исследования.
4. Дополните задачи науки:
- собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
- обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания
- систематизация полученных знаний
-_______________________________
-_______________________________
-_______________________________
5. Постройте таблицу соответствия задач и гипотез Вашей курсовой работы по общей социологии:

п/п Задачи Гипотезы


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Салихов В. А. Основы научных исследований: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455511
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573392
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы научных исследований" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4050
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.