МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания декоративно-прикладного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Нечаева А.С.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания декоративно-прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины направлено на подготовку студентов к проведению занятий в образовательных организациях и в сфере дополнительного предпрофессионального образования по декоративно-прикладному искусству.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью владеть педагогическими навыками преподавания художественных и проектных дисциплин
ПК-12 способностью самостоятельно разрабатывать учебную программу практических и лекционных занятий, выполнять методическую работу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы организации учебного процесса по декоративно-прикладному искусству;
Формы и методы ведения учебной работы по декоративно-прикладному искусству;
Методы и формы активизации творческого процесса на занятиях;
Методы коррекции и контроля знаний, умений и навыков учащихся.
3.2.Уметь:
3.2.1.Создавать методический фонд для занятий по декоративно-прикладному искусству, включающий наглядные пособия, иллюстративные средства; составлять планы-конспекты занятий;
конструировать учебные и творческие задания по декоративно-прикладной деятельности для учащихся; грамотно пользоваться при подготовке методической литературой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками подготовки занятий по декоративно-прикладной деятельности, профессиональным языком предметной области знания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы методики преподавания ДПИ
1.1. Методика обучения декоративно-прикладному искусству как научная дисциплина Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.2. Ключевые научные публикации по проблематике исследования Сам. работа 5 6 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.3. Классификация форм и видов учебного процесса. Факторы выбора технологий и методов обучения. Виды занятий по декоративно-прикладному искусству Сам. работа 5 4 ОПК-5, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Терминология предметной области Сам. работа 5 8 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Общедидактические принципы методики обучения ДПИ
2.1. Дидактические принципы и их роль в методической работе. Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.2. Принцип наглядности. Требования к проектированию и применению наглядности на занятиях по ДПИ Сам. работа 5 4 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.3. Разработка наглядных пособий по видам ДПИ Сам. работа 5 16 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.4. Планирование учебной работы. Принципы построения программ по декоративно-прикладному искусству Практические 5 2 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Методика формирования знаний, умений и навыков учащихся
3.1. Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству Сам. работа 5 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.2. Конструирование упражнений и заданий по ДПИ Сам. работа 5 18 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.3. Проектные формы обучения декоративно-прикладному искусству Практические 5 2 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.4. Особенности дидактического контроля в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Сам. работа 5 8 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Реализация национально-регионального компонента при обучении ДПИ
4.1. Определение содержания обучения региональному ДПИ Сам. работа 5 6 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.2. Анализ особенностей произведений ДПИ Западно-Сибирского региона Сам. работа 5 18 ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.3. Планирование учебной деятельности с учетом региональных особенностей декоративно-прикладного искусства Практические 5 2 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Шокорова, Л. В. Художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 г. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. С. Нечаева Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 география народных промыслов art.ioso.ru
Э2 Народная культура www.kefa.ru
Э3 Курс "Методика преподавания декоративно-прикладного искусства " в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

•Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ организации учебного процесса. Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике. Практические занятия направлены на составление тематических планов учебной работы, планов-конспектов уроков, подготовку необходимой наглядности к занятиям, а также проведение фрагментов разработанных занятий.
•Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе.
•Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся.