МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегический менеджмент (продвинутый уровень)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильМеждународный менеджмент (на иностранном языке)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_02_МежМен-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Стратегический менеджмент (продвинутый уровень)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 322)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Стратегический менеджмент являются:
• Сформулировать методологическую базу, знать общую концепцию и основные
принципы стратегического управления организацией;
• Знать основные методы стратегического анализа и прогнозирования характеристик микро- и макросреды организации, её внутренней среды, знать методы оценки конкурентоспособности организации;
• Уметь формулировать миссию организации и на её основе формировать иерархическую структуру целей и задач организации в краткосрочном и долгосрочном периодах;
• Овладеть методами формулирования альтернативных стратегий достижения поставленных целей и выбора приоритетных стратегий развития организации;
• Изучить приёмы управления реализацией принятых стратегий развития, осуществление стратегического контроля и внесение стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
ПК-6 способностью обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общую структуру и содержание стратегического управления;
- основные понятия по дисциплине стратегический менеджмент, общие представления о процессе стратегического управления;
- матричные методы стратегического анализа, основные виды и способы разработки стратегии организации;
- виды функциональных стратегий, особенности разработки стратегических решений, особенности анализа функциональных стратегий;
- особенности корпоративной стратегии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь сформулировать методологическую базу, знать общую концепцию и основные принципы стратегического менеджмента организации;
- уметь использовать основные методы стратегического анализа и прогнозирования характеристик микро- и макросреды организации, ее внутренней среды, знать методы оценки конкурентоспособности организации;
- уметь формулировать миссию организации и на ее основе формировать иерархическую структуру целей и задач организации в краткосрочном и долгосрочном периодах;
- уметь применять приемы управления реализацией принятых стратегий развития, осуществления стратегического контроля и внесения стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- иметь навыки по формированию бизнес-стратегий в организации;
- владеть методами стратегического планирования, обоснования и выбора стратегии;
- способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия;
- владеть навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
- способностью разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;
- спсосбностью обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученые отечественными и зарубежными исследователями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология и общая концепция стратегического управления
1.1. Стратегия как объект.Методология и общая концепция стратегического управления Лекции 1 2 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Стратегия как объект. Методология и общая концепция стратегического управления Практические 1 2 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Стратегия как объект.Методология и общая концепция стратегического управления Сам. работа 1 30 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда
2.1. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Лекции 1 1 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Практические 1 1 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Сам. работа 1 20 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Формирование миссии и стратегических целей организации
3.1. Стратегия как набор правил для принятия решений.Формирование миссии и стратегических целей организации. Лекции 1 1 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Стратегия как набор правил для принятия решений.Формирование миссии и стратегических целей организации. Практические 1 1 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Стратегия как набор правил для принятия решений. Формирование миссии и стратегических целей организации. Сам. работа 1 20 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Разработка и выбор стратегии развития организации
4.1. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Лекции 1 0 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Практические 1 1 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Сам. работа 1 30 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Управление реализацией стратегии и конроль
5.1. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Лекции 1 0 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.2. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Практические 1 1 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.3. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Сам. работа 1 30 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.4. Экзамен 1 4 ПК-2, ПК-6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. Стратегический менеджмент: Учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2017, 11.05.2017 biblioclub.ru
Л1.2 Долгов, А. И. Стратегический менеджмент: учебник М. : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост. О. Г. Голева, Н. В. Шевцова Стратегический менеджмент: учеб. пособие / АлтГУ, Рубцовский ин-т (фил.) Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, 2014
Л2.2 А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд ; под ред. М.И. Соколовой, Л.Г. Зайцева. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии : учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 11.05.2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436856
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы:
Э2 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э3 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э4 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э5 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э6 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э7 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э8 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э9 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э10 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э11 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э12 Курс в Moodle "Стратегический менеджмент" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Курс в Мodle "Стратегический менеджмент" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4185