Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Сверхкритические флюидные технологии в производстве фармацевтических препаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_Химия-1-2020 - скф |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н, профессор Н.Г. Базарнова
1.1. | Способность использовать и развивать теоретические основы сверхкритических флюидных технологий для решения профессиональных задач в области их использования в фармации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОПК-1 | Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения |
ОПК-2 | Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук |
ПК-1 | |
ПК-3 | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретические основы традиционных разделов химии и нового раздела, связанного со сверхкритическим состоянием веществ - основные понятия сверхкритического состояния вещества и специфику их понимания при использовании в фармации. - наиболее актуальные направления исследований сверхкритического флюидного состояния неорганических и органических веществ. - основные физико-химические характеристики сверхкритических сред. Возможные пути использования СКФ в фармации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - прогнозировать развитие новых разделов химии, связанных с суб- и сверхкритическим состоянием вещества для производства инновационных лекарственных веществ и препаратов - раскрывать смысл фундаментальных понятий сверхкритического состояния вещества - формулировать актуальные научные направления в области сверхкритического флюидного состояния неорганических и органических веществ - описывать физико-химические характеристики сверхкритических сред. Обосновывать возможность их использования и проектировать опытные установки для фармации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методологической основой формирования понятий о сверхкритическом состоянии вещества - навыками анализа учебной и научной литературы для выявления актуальных направлений исследований в области сверхкритического состояния вещества. - навыками обоснования возможности применения сверхкритических флюидных технологий в фармации на основе физико-химических характеристик сверхкритических сред. Навыками проектирования опытных установок с использованием СКФ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Химия и физика сверхкритических флюидных сред | ||||||
1.1. | Сверхкритические флюиды: от открытия в лаборатории до крупнотоннажного внедрения | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
1.2. | Диаграмма состояния. Фазовые переходы I и II родов. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1 |
1.3. | Поведение свойств веществ в окрестности термодинамической критической точки системы «жидкость-пар» и принципы их описания. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
1.4. | Аналогия между критической точкой в системе «жидкость-пар» и характерными точками в рамках других типов фазовых переходов. Критическая точка | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
1.5. | Поведение свойств веществ в окрестности термодинамической критической точки системы «жидкость-пар» и принципы их описания. | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
1.6. | Суб- и сверхкритическое флюидное (СКФ) состояния вещества. Свойства СКФ, не типичные для газов и жидкостей, и механизмы управления ими.Критические индексы. Классические теории критических явлений. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
1.7. | Коэффициенты диффузии в СКФ. Методы определения. | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
1.8. | Вязкость. Методы определения | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
1.9. | Диэлектрическая проницаемость. Методы определения | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
1.10. | Плотность. Методы определения | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
1.11. | Растворимость веществ в сверхкритических флюидных средах. Эмпирические методы описания растворимости. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
1.12. | Силы межмолекулярного взаимодействия в разбавленных флюидных растворах | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
1.13. | Повышение растворяющей способности сверхкритических флюидных сред путем добавления сорастворителей, азеотропных агентов и модификаторов | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
Раздел 2. Экспериментальные методы исследования растворимости веществ в сверхкритических флюидах | ||||||
2.1. | Экспериментальные методы исследования растворимости веществ в сверхкритических флюидах. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
2.2. | Теоретические методы описания микроструктуры и динамики СКФ. | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
2.3. | Особенности спектроскопии СКФ растворов – ИК, КР. Техника эксперимента | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
2.4. | Особенности спектроскопии СКФ растворов – УФ. Техника эксперимента. | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
2.5. | Особенности спектроскопии СКФ растворов - ЭПР. Техника эксперимента | Практические | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
2.6. | Сопоставительный анализ свойств суб- и сверхкритических флюидных сред и органических растворителей | Лекции | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
2.7. | Процессы в основе сверхкритических флюидных технологий. Экологические аспекты. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
2.8. | Сверхкритические флюиды как среды для проведения химических реакций. Окисление органических соединений в сверхкритической флюидной среде | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
2.9. | Гидрирование в сверхкритической флюидной среде. Гидротермальный синтез | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
2.10. | Суб- и сверхкритиче¬ские экстракционные циклы: изотермический, изобарический компрессорный, насосный | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
2.11. | Сверхкритические флюиды в задачах полимерной химии и каталитической химии | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | |
2.12. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 49 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.В. Прудников, А.Н. Вакилов, П.В. Прудников | Фазовые переходы и методы их компьютерного моделирования: | Москва : Физматлит, 2009 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Журнал "Сверхкритические Флюиды: Теория и Практика" | www.scf-tp.ru | ||
Э2 | Курсы в Moodle "Теоретические основы СКФ-технологий в фармации" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, ChemWindow, SigmaPlot Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Научная библиотека АлтГУ: http://www.lib.asu.ru Библиотечно-информационная система «Реферативный журнал» по 2009: http://www.lib.asu.ru:8082/ Книги и журналы издательства Springer: http://link.springer.com Книги и журналы издательства Elsevier: http://www.sciencedirect.com Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. Методические указания к лекционным занятиям При подготовке к лекции рекомендуется: 1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; Методические указания к практическим (семинарским) занятиям Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. Методические указания к экзамену Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |