МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательские методы в РКИ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.наук, профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательские методы в РКИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Дмитриева Л.М.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Дмитриева Л.М.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - ознакомление студентов с основными современными проблемами РКИ лингвометодического характера, которые в последнее время активно разрабатываются в зарубежной и отечественной русистике. Актуальность курса обусловлена ростом значимости русского языка в современном мире, новыми для жителей России и Зарубежья возможностями международного и межкультурного взаимодействия.
Целью освоения курса является обеспечение необходимой теоретической и методической подготовки в области преподавания русского языка как иностранного, способствующей формированию методического мышления и освоению метаязыка методики как науки и являющейся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: владением системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей
ПК-17: способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать: современные методики и технологии организации и реализации процесса обучения русскому языку в полиэтнической и поликультурной среде, современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.подбирать методический материал для занятий РКИ;
проводить практические занятия по РКИ;
разрабатывать учебно-методические материалы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: навыками разработки и реализации методик, технологий и приемов обучения русскому языку в полиэтнической среде, навыками систематизации и обобщения методического опыта в области преподавания русского языка как родного и неродного в полиэтнической и поликультурной среде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика преподавания РКИ: новые тенденции
1.1. Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Общедидактические и педагогические основы обучения РКИ Практические 5 6 ОПК-3, ПК-17 Л1.1, Л2.1
1.3. Лингвистические, социолингвистические и лингвокультурологические основы обучения РКИ Сам. работа 5 10 Л1.1
Раздел 2. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных учащихся в процессе изучения русского языка
2.1. Комплексное обучение русскому языку в совокупности со страноведением России. Русская культура и РКИ. Лекции 5 4 Л1.2
2.2. Урок русского языка как иностранного. Средства обучения РКИ Практические 5 8 ОПК-3, ПК-17 Л1.2
2.3. Обучение чтению и письму на русском языке как иностранному Сам. работа 5 10 Л1.2
Раздел 3. Лингвистические и методические аспекты проблемности в преподавании РКИ
3.1. Характер проблемных задач. Проблемные задачи в рамках фонетического блока; частей речи, синтаксических единиц. Проблемность РКИ в работах психологов и лингвопсихологов. Лекции 5 4 Л2.1
3.2. Обучение аудированию и говорению на русском языке как иностранному Практические 5 8 ОПК-3, ПК-17 Л2.1
3.3. Методика обучение русскому произношению, лексике, грамматике Сам. работа 5 20

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС по дисциплине имеется в приложении.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине имеется в приложении.
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розанова С.П., Шустикова Т.В. Лексические трудности при изучении русского языка: учебное пособие "Флинта", 2016 // ЭБС «Лань», 2016 ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/book/84324
Л1.2 Аннушкин В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно: М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 http://e.lanbook.com/book/91627
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щукин A.H. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие: Учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2017. — ЭБС "Лань", 2017 http://e.lanbook.com/book/92735
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методика преподавания РКИ http://metodika-rki.livejournal.com
Э2 Федотова. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. Практический курс http://bookz.ru/authors/n-fedotova/metodika_549/1-metodika_549
Э3 Шипелевич Л. Методика обучения русскому языку как иностранному и перспективы ее развития http://jows.pl/content
Э4 Методика преподавания РКИ http://ppt-online.org/2774
Э5 Peterlang www.peterlang.de
Э6 Рукописные памятники Древней Руси www.lrc-lib.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студенту необходимо подготовить развернутый план-конспект урока по Русскому языку как иностранному по выбранной теме.