Закреплена за кафедрой | Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z40_03_01_Юриспруденция-12345-2020 для сайта |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 62 | 62 | 62 | 62 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Е.С. Аничкин, д.ю.н., профессор
1.1. | Цель изучения дисциплины «Правовое регулирование медиации»: более глубокое овладения знаниями законодательства о процедуре внесудебного урегулирования споров в гражданском процессе, умениями анализировать сложившуюся судебную практику в области заключения мировых соглашений на основе медиативного, получение навыков составлять соответствующие документы. Задачами спецкурса являются: ▪ ознакомление с теоретическими концепциями развития системы процедур урегулирования споров без обращение в суд в РФ и в зарубежных правовых системах; ▪ изучение и анализ практики применения норм гражданского процессуального права в сфере утверждения медиативных соглашений как мировых; ▪ исследование тенденций и перспектив развития в области внесудбного урегулирования споров. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ОПК-2 | способностью работать на благо общества и государства |
ПК-9 | способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-9: способы защиты гражданских прав, основные формы разрешения возникающих правовых конфликтов. ОПК-2: перечень правоотношений, по спорам возникающим из которых допускается обращение к посреднику (медиатору). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-9: инициировать процедуру разрешения спора путем обращения к посреднику (медиатору). ОПК-2: определять последовательность этапов медиации и проводить ее, не допуская занятия положения одной из сторон. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-9: основными практическими навыками достижения компромисса мирным путем. ОПК-2: коммуникативными навыками, навыками применения наративного подхода. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах. | ||||||
1.1. | Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах. | Практические | 4 | 2 | ПК-9, ОПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1 |
1.2. | Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-9, ОПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 2. История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. | ||||||
2.1. | История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. | Практические | 4 | 1 | ПК-9, ОПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1 |
2.2. | История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-9, ОПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 3. Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход. | ||||||
3.1. | Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход. | Практические | 4 | 1 | ПК-9, ОПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1 |
3.2. | Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-9, ОПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 4. Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. | ||||||
4.1. | Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. | Практические | 4 | 2 | ПК-9, ОПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1 |
4.2. | Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. | Сам. работа | 4 | 14 | ПК-9, ОПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 5. Зачет | ||||||
5.1. | Зачет | Зачет | 4 | 4 | ПК-9, ОПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Предусмотрены приложением к настоящей программе. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Является приложением к настоящей программе. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.В. Ярков | Гражданский процесс: Учебник | Infotropic Media, 2021 | e.lanbook.com |
Л1.2 | О. Ю. Скворцов | Арбитраж (третейское разбирательство) в Российской Федерации: учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | https://biblio-online.ru/book/D6C55907-25AD-40F8-BC98-6E78BDBFDBF8/ |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. М.А. Фокиной | Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс: | Статут, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Юрист: Научно - практический | ИГ "Юрист", Выходит ежемесячно | ||
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Альтернативные способы разрешения споров: Рабочая программа | АлтГУ, 2017 | www.law.asu.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт арбитражного суда Алтайского края | www.altai-krai.arbitr.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Правовое регулирование медиации" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2405 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows, Microsoft office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
нформационные справочные системы: СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/); СПС "Гарант". Профессиональные базы данных: Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
213С | учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы) |
402С | кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях |
207С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц |
Критерии оценки Оценки «зачтено» заслуживает студент, продемонстрировавший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка «незачтено» выставляется студенту, имеющему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. |