МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_Диз-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Общая педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: подготовка выпускника способного осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях начального, среднего и высшего специального образования
Задачи дисциплины:
-раскрыть основные периоды становления отечественной и зарубежной педагогической науки;
-организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования;
-разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации;
-охарактеризовать сущность, проблемы дидактики и теории воспитания, принципы организации педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях;
-применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.иметь представление о методологических основах классического педагогического знания;
знать о сущности, составе, структуре, движущих силах, основных направлениях развития педагогического процесса ;целях, принципах, закономерностях, содержании, методах, средствах, формах педагогического процесса
3.2.Уметь:
3.2.1.
анализировать частные и общие проблемы преподавания;
применять управленческие основы педагогическим процессом;
распространять и популяризировать знания по дизайну, истории искусств в учреждениях образования;
готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и воспитательной работы на основе существующих методик;
моделировать стратегию и технологию общения для решения профессионально-педагогических задач;
использовать современные воспитательные технологии для формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализом профессионально-педагогических ситуаций;
навыками организации учебно-воспитательного процесса в профессиональной деятельности;
технологиями педагогического проектирования в соответствие с конкретными условиями производственной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы педагогики как науки
1.1. Педагогика как наука об образовании человека. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные категории педагогики. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний. Методология педагогики и методы педагогических исследований. Лекции 2 2 ОПК-8, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития. Социальный опыт и его составляющие. Образование как феномен культуры, ценности и смыслы образования. Соотношение «образования», «обучения», «воспитания» Сам. работа 2 2 ОПК-8, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовка конспекта: Методика педагогических исследований. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Организация педагогического исследования. Сам. работа 2 2
1.4. Возникновение и основные этапы развития педагогической теории. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность
2.1. Генезис образования как социального явления. Содержание образования и источники его формирования. Обучение как средство образования и процесс управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Образование как процесс и результат педагогической деятельности Сам. работа 2 2 ОПК-8, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие и сущность содержания образования, его исторический характер. Содержание профессионального образования.Основные стратегии образования в России ХХI в Сам. работа 2 2 ОПК-8, ОПК-5, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Подготовка эссе: "Педагогическая инновация" Сам. работа 2 5 ОПК-8, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Структура и содержание педагогического процесса
3.1. Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Сам. работа 2 6 ОПК-8, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Основные направления развития педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях Сам. работа 2 4 ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.3. Дидактика – теория и практика обучения Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
3.4. Организационные формы профессионального обучения. Мотивация учения и ее формирования у учащихся: содержание мотивации учения, психолого-педагогические механизмы и педагогические условия формирования познавательных мотивов учащихся Практические 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Подготовка конспекта: Социальная ценность и личностная значимость образования. Цели, содержание,структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования. Самообразование как процесс самосовершенствования. Сам. работа 2 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
3.6. Сущность дидактической категории «метод обучения».Классификация методов обучения.Выбор методов обучения. Анализ форм организации обучения в историческом и современном аспектах. Раскрытие сущности урока как основной формы обучения Практические 2 2 ОПК-8, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.7. Работа с лекционным материалом: Формы организации учебно-воспитательного процесса. Методы обучения: репродуктивные и продуктивные и их взаимосвязь. Методы убеждения, упражнения, работы над учебником, стимулирования, контроля и оценки.Функциональная направленность методов обучения. Сам. работа 2 2 ОПК-8, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Теоретические и методические основы воспитания
4.1. Воспитание как целостный педагогический процесс формирования личностных качеств. Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Методы, средства и формы организации воспитания.Структура и содержание процесса воспитания личностных качеств. Коллектив и личность в воспитательном процессе Сам. работа 2 2 ОПК-8, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
4.3. Подготовка эссе:Проблема формирования и развития личности в педагогике. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания. Детерминанты процесса формирования и развития личности Сам. работа 2 2 ОПК-8, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основы управления образовательными системами
5.1. Концептуальные основания управления развитием образовательной организации Сам. работа 2 2 ОПК-8, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
5.2. Функции и технологии управления образовательной организацией.Образовательное учреждение как социально-педагогическая система: функции управления (планирование, организация, контроль), методы, приемы, механизмы управления, организационная структура Сам. работа 2 2 ОПК-8, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
5.3. Нормативные документы, определяющие политику РФ в области образования (Закон «Об образовании в РФ»). Анализ связи с программой «Социально-экономическое развитие РФ до 2030 года» (раздел «Образование») Сам. работа 2 20 ОПК-8, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Основы педагогического проектирования
6.1. Педагогическое проектирование как составная часть педагогической деятельности Задачи, уровни и принципы педагогического проектирования Сам. работа 2 6 ОПК-8, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
6.2. Проектная форма организации образовательного процесса Характеристика проектной деятельности. Роль преподавателя в организации проектной деятельности Составные части проекта, типологии проектов. Этапы практико-ориентированной проектной деятельности. Планирование и реализация проектной деятельности в урочное и внеурочное время Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
6.3. Проектирование развивающей образовательной среды. Уровни проектирования образовательной среды. Алгоритм проектирования среды Сам. работа 2 2 ОПК-8, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Актуальные проблемы профессионального образования
7.1. Принципы организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования. Сам. работа 2 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
7.2. Гуманистическая направленность системы профессиональной подготовки студентов в профессиональных образовательных учреждениях Задачи реформирования профессионального образования. Проблема гуманизации и гуманитаризация образования. Информатизация образовательного процесса. Интеграция науки и образования.Создание развивающей среды для обучающихся в учебных заведениях профессионального образования. Сам. работа 2 4 ОПК-8, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
7.3. Подготовка конспекта: "Система образования в Европе: тенденции и проблемы. Болонский процесс". Сам. работа 2 2 ОПК-8, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
7.4. Экзамен 2 9 ОПК-8, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В.В Общая и профессиональная педагогика: Учебник и практикум Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/37288DC1-4074-4EAC-BD6C-468AE95C7F3B.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: Учебник и практикум Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) www.obrnadzor.gov.ru
Э2 Сайт академика РАО Новикова А.М. www.anovikov.ru
Э3 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" www.consultant.ru
Э4 Курс "Общая педагогика" Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.