МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая педагогика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Общая педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: подготовка выпускника способного осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях начального, среднего и высшего специального образования
Задачи дисциплины:
-раскрыть основные периоды становления отечественной и зарубежной педагогической науки;
-организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования;
-разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации;
-охарактеризовать сущность, проблемы дидактики и теории воспитания, принципы организации педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях;
-применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.иметь представление о методологических основах классического педагогического знания;
знать о сущности, составе, структуре, движущих силах, основных направлениях развития педагогического процесса ;целях, принципах, закономерностях, содержании, методах, средствах, формах педагогического процесса
3.2.Уметь:
3.2.1.
анализировать частные и общие проблемы преподавания;
применять управленческие основы педагогическим процессом;
распространять и популяризировать знания по дизайну, истории искусств в учреждениях образования;
готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и воспитательной работы на основе существующих методик;
моделировать стратегию и технологию общения для решения профессионально-педагогических задач;
использовать современные воспитательные технологии для формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализом профессионально-педагогических ситуаций;
навыками организации учебно-воспитательного процесса в профессиональной деятельности;
технологиями педагогического проектирования в соответствие с конкретными условиями производственной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы педагогики как науки
1.1. Педагогика как наука об образовании человека. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные категории педагогики. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний. Методология педагогики и методы педагогических исследований. Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития. Социальный опыт и его составляющие. Образование как феномен культуры, ценности и смыслы образования. Соотношение «образования», «обучения», «воспитания» Сам. работа 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовка конспекта: Методика педагогических исследований. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Организация педагогического исследования. Сам. работа 2 2
1.4. Возникновение и основные этапы развития педагогической теории. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность
2.1. Генезис образования как социального явления. Содержание образования и источники его формирования. Обучение как средство образования и процесс управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Образование как процесс и результат педагогической деятельности Сам. работа 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие и сущность содержания образования, его исторический характер. Содержание профессионального образования.Основные стратегии образования в России ХХI в Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.3. Подготовка эссе: "Педагогическая инновация" Сам. работа 2 5 ОПК-3, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Структура и содержание педагогического процесса
3.1. Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Сам. работа 2 6 ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.2. Основные направления развития педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях Сам. работа 2 4 ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.3. Дидактика – теория и практика обучения Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
3.4. Организационные формы профессионального обучения. Мотивация учения и ее формирования у учащихся: содержание мотивации учения, психолого-педагогические механизмы и педагогические условия формирования познавательных мотивов учащихся Практические 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Подготовка конспекта: Социальная ценность и личностная значимость образования. Цели, содержание,структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования. Самообразование как процесс самосовершенствования. Сам. работа 2 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
3.6. Сущность дидактической категории «метод обучения».Классификация методов обучения.Выбор методов обучения. Анализ форм организации обучения в историческом и современном аспектах. Раскрытие сущности урока как основной формы обучения Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.7. Работа с лекционным материалом: Формы организации учебно-воспитательного процесса. Методы обучения: репродуктивные и продуктивные и их взаимосвязь. Методы убеждения, упражнения, работы над учебником, стимулирования, контроля и оценки.Функциональная направленность методов обучения. Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Теоретические и методические основы воспитания
4.1. Воспитание как целостный педагогический процесс формирования личностных качеств. Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Методы, средства и формы организации воспитания.Структура и содержание процесса воспитания личностных качеств. Коллектив и личность в воспитательном процессе Сам. работа 2 2 ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
4.3. Подготовка эссе:Проблема формирования и развития личности в педагогике. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания. Детерминанты процесса формирования и развития личности Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основы управления образовательными системами
5.1. Концептуальные основания управления развитием образовательной организации Сам. работа 2 2 ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
5.2. Функции и технологии управления образовательной организацией.Образовательное учреждение как социально-педагогическая система: функции управления (планирование, организация, контроль), методы, приемы, механизмы управления, организационная структура Сам. работа 2 2 ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
5.3. Нормативные документы, определяющие политику РФ в области образования (Закон «Об образовании в РФ»). Анализ связи с программой «Социально-экономическое развитие РФ до 2030 года» (раздел «Образование») Сам. работа 2 20 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Основы педагогического проектирования
6.1. Педагогическое проектирование как составная часть педагогической деятельности Задачи, уровни и принципы педагогического проектирования Сам. работа 2 6 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
6.2. Проектная форма организации образовательного процесса Характеристика проектной деятельности. Роль преподавателя в организации проектной деятельности Составные части проекта, типологии проектов. Этапы практико-ориентированной проектной деятельности. Планирование и реализация проектной деятельности в урочное и внеурочное время Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
6.3. Проектирование развивающей образовательной среды. Уровни проектирования образовательной среды. Алгоритм проектирования среды Сам. работа 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Актуальные проблемы профессионального образования
7.1. Принципы организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования. Сам. работа 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
7.2. Гуманистическая направленность системы профессиональной подготовки студентов в профессиональных образовательных учреждениях Задачи реформирования профессионального образования. Проблема гуманизации и гуманитаризация образования. Информатизация образовательного процесса. Интеграция науки и образования.Создание развивающей среды для обучающихся в учебных заведениях профессионального образования. Сам. работа 2 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
7.3. Подготовка конспекта: "Система образования в Европе: тенденции и проблемы. Болонский процесс". Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
7.4. Экзамен 2 9 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Общая педагогика.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В.В Общая и профессиональная педагогика: Учебник и практикум Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/37288DC1-4074-4EAC-BD6C-468AE95C7F3B.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: Учебник и практикум Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/F16166BA-DD17-4EEE-90B1-57ABE94B68E2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Общая педагогика" Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7927
Э2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Э3 Сайт академика РАО Новикова А.М. http://www.anovikov.ru/
Э4 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.