Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.
1.1. | Задачи изучения дисциплины. - Дать представление о лексических и стилистических особенностях речи юристов; - Повысить общую речевую культуру обучаемых; - Расширить базу речевой деятельности обучаемых; - Сформировать навыки и умения рационального речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.12 |
ОПК-10 | способностью использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации |
ПК-18 | владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать: - теоретические и практические аспекты коммуникации в юридической практике; - типы и виды юридической документации; - основы российской юридической системы; - специфику работы с юридическими документами. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь: - использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка; - отбирать контекстуально наиболее оправданные языковые единицы из числа сосуществующих; - переводить тексты юридического корпуса с учетом характера языковых единиц и стиля общения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Сформировать навыки и умения рационального речевого поведения в специфических ситуациях общения (юридическая сфера). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. Профессиональные коммуникации юриста. | ||||||
1.1. | Профессиональные функции юристов: ведение юридических дел, составление юридических документов, устные выступления в компетентных органах, консультирование. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-10 | Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Лабораторные | 7 | 2 | Л2.4, Л1.2 | ||
1.3. | Сам. работа | 7 | 6 | Л1.2, Л2.2 | ||
Раздел 2. Тема 2. Условия эффективной речевой коммуникации. | ||||||
2.1. | Умение слушать как необходимое условие эффективной еоммуникации. Межличностное пространство участников коммуникации. | Лабораторные | 7 | 2 | ||
2.2. | Сам. работа | 7 | 6 | |||
Раздел 3. Тема 3. Вербальные средства коммуникации. Невербальные средства общения. | ||||||
3.1. | Виды делового общения в юридической деятельности: регламентированность, этикетность, строгое соблюдение ролевых амплуа, повышенная ответственность участников за результат общения, строгое отношение к использованию речевых средств. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-10, ПК-18 | Л1.2 |
3.2. | Лабораторные | 7 | 2 | Л1.2 | ||
3.3. | Сам. работа | 7 | 6 | Л2.3 | ||
Раздел 4. Тема 4. Требования, предъявляемые к речи юриста. | ||||||
4.1. | 1. Точность речи. 2. Понятность речи. 3. Чистота речи. 4. Правильность речи. | Лабораторные | 7 | 2 | Л1.1, Л2.2 | |
4.2. | Сам. работа | 7 | 6 | Л2.2 | ||
Раздел 5. Тема 5. Общение в юридической практике. | ||||||
5.1. | 1. Виды делового общения. 2. Деловая беседа. 3. Консультирование. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-10, ПК-18 | Л1.2, Л2.2 |
5.2. | Лабораторные | 7 | 4 | Л1.2, Л2.1 | ||
5.3. | Сам. работа | 7 | 6 | Л1.1, Л2.1 | ||
Раздел 6. Тема 6. Языковые особенности юридической речи. | ||||||
6.1. | Сам. работа | 7 | 6 | Л2.1 | ||
6.2. | 1. Из истории искусства спора. 2. Спор и его виды. 3. Основные правила ведения спора. | Лабораторные | 7 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 7. Тема 7. Юридическая деятельность и ее виды. Юридические документы. | ||||||
7.1. | Виды юридических документов. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-10 | Л1.1 |
7.2. | Лабораторные | 7 | 4 | Л1.2, Л2.3 | ||
7.3. | Сам. работа | 7 | 15 | Л1.2, Л2.1, Л2.3 | ||
7.4. | Подготовка к экзамену. | Экзамен | 7 | 27 | ОПК-10, ПК-18 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В ходе освоения дисциплины студенты должны усвоить: основные категории теории речевой культуры; основные коммуникативные качества хорошей речи; типы языковых норм; основные правила употребления элементов языковой системы (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании и интерпретации речи; основы коммуникативного поведения в типичных профессионально и культурно значимых ситуациях делового общения; законы и принципы создания текста в соответствии с устной / письменной формой, функциональным стилем, жанровой спецификой, языковыми нормами. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС в Приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Признаки сформированности компетенций: Знает некоторые термины юриспруденции; Знает структуру Российского судопроизводства; Умеет читать, переводить и толковать юридические тексты; Владеет специфической лексикой и оборотами, характерными для юридического стиля. Знает структуру и назначение некоторых специальных юридических документов; Умеет правильно переводить специфические слова и выражения, характерные для юридических документов; Владеет способностью найти необходимую информацию о юридической системе РФ. Требования при проверке сформированности компетенций: Выучить некоторые определения из области юриспруденции РФ; Перевести заданные тексты и ответить на вопросы по ним; Выучить новые слова и выражения, изученные на занятиях. Знает виды юридических документов; Ответить на вопросы теста Написать реферат по теме, предложенной преподавателем Показатель аттестации: Способен читать, переводить и толковать юридические тексты Шкала оценивания: 2 – Неспособен применить полученные теоретические знания к конкретному фактическому материалу, неспособен переводить заданные тексты 3 – Допускает ошибки, способен правильно ответить только на типичные общие вопросы по изученному материалу 4 – Способен обработать, проанализировать и синтезировать предложенную информацию, выбрать метод решения задачи и найти пути ее исполнения. Допускает единичные серьезные ошибки при переводе текста и его анализе. 5 - Свободно и уверенно оперирует предоставленной информацией, отлично владеет навыками перевода и анализа представленного текста, имеет достаточный словарный запас и владеет различными специфическими словами и выражениями в сфере юридической документации. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Розанова С.П., Шустикова Т.В. | Лексические трудности при изучении русского языка: учебное пособие | "Флинта", 2016 // ЭБС «Лань», 2016 | ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/book/84324 |
Л1.2 | Кузнецов И.Н. | Деловое общение: учебное пособие | Дашков и К// ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Константинова Л.А., | Деловая риторика: | М. : "ФЛИНТА" // ЭБС "Лань", 2013 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Стрельчук Е.Н. | Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Константинова Л.А., Юрманова С.А. | Деловой русский язык: учебное пособие | ФЛИНТА, 2014 | ЭБС "Лань" |
Л2.4 | Кикоть В. Я., Румянцев Н. В. | Введение в специальность "Юриспруденция": учеб. пособие для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Портал «Юристъ» | pravo.news | ||
Э2 | Русский язык в Российском законодательстве | www.gramota.ru | ||
Э3 | Dura lex sed lex! | speed-surf.ru | ||
Э4 | Язык и стиль судебных документов | speed-surf.ru | ||
Э5 | Русский язык и культура речи (для юристов) | edu.kpfu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для прохождения итоговой аттестации по курсу «Основы права и работа с юридическими текстами» студент должен: - пройти тестирование; - написать на положительную оценку (не менее 50б.) контрольную работу; -написать итоговое сочинение по выбранной теме. В случае, если студент напишет контрольную работу менее, чем на 50б., он пишет другой вариант контрольной работы. Преподаватель проверяет итоговое сочинение и проводит собеседование со студентом по теме его сочинения, после этого выставляется итоговая оценка. |